Такой хоккей
В прокат вышел хоккейно-патриотический фильм, посвященный великому спортсмену Валерию Харламову. За легендарного игрока танцует с клюшкой Данила Козловский, физвоспитанием заведует Олег Меньшиков
Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - Удивительно, конечно, сколько времени держались маститые продюсерские группы и не подступались к биографическим сюжетам из жизни маститых советских спорстменов. Судьба Валерия Харламова, а вернее история его восхождения на хоккейный Олимп, все-таки стала основой для сценария лубочного байопика. Над текстом бились довольно долго, пытались его, как говорится в официальном буклете, "спакетировать". В итоге снимать доверили Николаю Лебедеву, которого по старинке назвали режиссером-постановщиком.
На свет божий в качестве красочного эпиграфа и пущей художественности вытащили "испанский эпизод" из детства Харламова. Однажды много лет назад, а именно в далеком 1956г., в солнечной Памплоне (в биографии великого спортсмена Бильбао), где маленький Валерий проводил время вместе с сестрой и мамой-испанкой, ему довелось присутствовать на традиционной испанской забаве – прогоне быков по узким городских улочкам. В какой-то момент мальчик кинулся под копыта разъяренной "бычьей многоножке", чтобы спасти щенка. Вокруг все завертелось во вздымающихся песочных облаках, водевильная мама заорала с балкона "Валееерааа!", и Валеру пришлось спасать ловкому дяде-торреро. Все закончилось хорошо, ни один бык не пострадал, а будущий легендарный игрок №17 был награжден красным фирменным галстучком, не пионерским, конечно же, который стал для парня талисманом на долгие годы.
Следующий эпизод – уже 1967 г., когда на скамейке запасных Харламова и его товарища по юношеской команде Гуся (Александр Гусев) замечает залетевший за новыми кадрами Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков), кумир и надежда всех молодых хоккеистов страны. Парней сходу приглашают полететь в Японию. А у картонно-декоративного аэропорта ребят засмеивают одетые в командную форму счастливчики юниоры. Появившийся Тарасов наивных Харламова и Гуся перенаправляет "пообыграться" в Чебаркуль. Чебаркульский период ознаменован предсказуемым набором деталей-штампов: внутрикомандное противостояние, короткий загул, завершивший для главного героя уже на следующее утро торжеством педагогики и возгласом: "Как к нам эти бабы попали?". Потом следует духоподъемная тренировка, закончившаяся подтягиванием на натянутых между необъятными трубами Чебаркульской ТЭЦ тросами. И вот такой подробнейшей "сахарной" фактуры в "Легенде" за края, вернее по самые бортики катка.
Наблюдать это околоспортивное зрелище неловко и больно.
Сильна и комично-значительна политическая ветка рассказа о жизни великого Харламова. Главным представителем партийной линии в "Легенеде №17" заведует суровый Владимир Меньшов. Личная жизнь тоже подана в спорных оценочных декорациях. В финале выступают карикатурные канадцы. И как воспринимать эту претенциозную попытку создания новой российской спортивной драмы, в общем-то, не очень понятно, потому что ничего родного, легендарного в лакокрасочной поделке о гениальном спортсмене здесь нет. Есть только очередной старательный по отношению к западным лекалам и неряшливый по отношению к бессмертному наследию продукт, который согласно суровому историческому этикету почему-то очень не хочется прощать.
Обозреватель Полина Грибовская