Санкции делают Иран сильнее
После введения США и ЕС жестких санкций против Ирана экспорт иранской нефти сильно сократился, но страна нашла новые рынки и вышла на них с новыми товарами
Париж. 15 апреля. FINMARKET.RU - Идея ядерной бомбы в руках иранского правительства так напугала западных лидеров, что он договорились больше не покупать у Ирана нефть, заморозили счета компаний и граждан страны и вообще перестали торговать с Ираном.
За прошедшее столетие торговые санкции применялись 174 раза, но до сих по не понятно, насколько они вообще эффективны. Джамаль Ибрахим Хайдар из Парижской школы экономики выяснил, что санкции против Ирана, например, пока не достигли своей цели: благодаря глобализации, страна нашла новые рынки сбыта.
Экспорт Ирана диверсифицировался
Хайдар получил данные ежедневной таможенной статистики Ирана с января 2006 по июнь 2011 года. В выборке отражены 1,8 млн ежедневных трансакций, которые были сделаны 36 тысячами экспортеров.
Проанализировав их, экономист увидел, как именно санкции повлияли напродажи экспортеров по конкретным направлениям. Экономика на микроуровне довольно быстро адаптировалась к режиму санкций.
- Экспорт без учета нефти после введения санкций начал расти. Санкции заставили нефтяных экспортеров переключиться на другие виды товаров или дивирсефицировать экспорта.
Санкции заставили расти ненефтяной экспорт
- Объемы экспорта в страны, которые ввели санкции, резко снизились. Но это сопровождалось ростом экспорта в страны, которые не вводили санкций. Иран переориентировал экспорт с США и Европы на Азию, Африку и Латинскую Америку.
Санкции заставили Иран изменить географию экспорта
Компании отказались экспортировать товары в страны, которые ввели санкции
Товары просто перенаправились в страны, не вводившие ограничений
Вероятность того, что любой экспортер перестанет продавать товары стране, которая ввела санкции, составляла 52%, а вероятность того, что она начнет экспорт в страну, которая не вводила санкций, составляла 37%. Фактически, санкции заставили иранские компании искать новых партнеров и новые рынки.
Что случилось с торговлей после введения санкций
Санкции привели ко множеству изменений в поведении иранских компаний.
- Наибольших успехов в диверсификации экспорта достигли крупные компании с богатым опытом. Они смогли диверсифицировать большую часть экспорта.
- Решение о диверсификации экспорта принимаются неслучайно. Первым сокращается экспорт основного экспортного продукта - нефти.
- В процессе диверсификации экспортеры снижают цены на продукты.
- Обычно новыми направлениями для экспорта становятся крупные рынки, находящиеся по соседству. Компании выбирают страны с высокими темпами роста доходов, прямых иностранных инвестиций и импорта. Предпочитают они также страны с меньшими торговыми барьерами и пошлинами.
Санкциями лучше пугать, чем вводить их на самом деле
Политикам стоит задуматься о том, что мир изменился и стал более глобализированным, советует Хайдар. Санкции, конечно, могут быть эффективными, но в специфических условиях: страна полностью зависит от экспорта в другую страну и ей сложно будет заменить основной продукт экспорта или найти новых партнеров. Даже Иран, как выяснилось, под это описание не подходит.
Фактически введение санкций является не более эффективным, чем просто угроза того, что они будут наложены .