Рецессия шагает по стране

"Финмаркет" изучил статданные о развитии российских регионов в прошлом году. На экономической карте страны появилось несколько новых очагов отчаянного хозяйственного неблагополучия

Фото: Reuters

Москва. 12 апреля. FINMARKET.RU - "Финмаркет" решил подвести итоги экономического развития российских регионов в 2012 году. Он был очень непростым для России: темпы роста экономики устойчиво снижались всю вторую половину года. Падение продолжилось и в начале этого года. На экономической карте страны появляется все больше новых очагов неблагополучия.

По итогам 2012 года в России сложилось два таких больших очага: традиционный - Северный Кавказ, и новый - Северо-Западный федеральный округ. Набор проблем, которые испытывают там регионы, наиболее обширный.

Нарастает напряжение в Сибири, причем не только в традиционно экономически слабых республиках южной части региона, но и в промышленных Кемеровской области и Красноярском крае. Неожиданный центр неблагополучия формируется из некогда процветавших нефтяных провинций Уральского округа.

Промышленность: чудес не бывает

Промышленное производство по итогам 2012 года в России выросло на 2,6%, что заметно меньше, чем в 2011 году, когда промышленность увеличила производство на 4,7%. При этом в 18 регионах экономический рост ускорился. В Воронежской области промышленность приросла сразу на 29,4%, в Астраханской - на 26,1%, в Кабардино-Балкарии - на 18,6%.

Экономические "чудеса" тут не причем.

"

  • В 2011 году Нововоронежская АЭС стояла на ремонте; в 2012 ее запустили. Это сразу дало нам прирост производства электроэнергии более 200%, - пояснили "Финмаркету" в Воронежстате. - По остальным секторам промышленности прирост небольшой".
  • "На нас свалилось великое счастье: с 2010 года огромными темпами растет добыча нефти на Каспии. По итогам марта 2013 года у них вообще прирост 170%, - поделились своим секретом в Астраханьстате. - Остальная промышленность - тяжелый случай, ничего стабильного нет: есть заказ - будет индекс хорошим. Многие предприятия дышат на ладан".
  • "Рост производства произошел на существующих мощностях за счет роста производства пищевых продуктов, включая напитки, в том числе алкогольные", - сухо объяснили историю своего успеха в статслужбе Кабардино-Балкарии

.

В 15 российских регионах уровень промышленного производства упал по сравнению с предыдущим годом.

  • Сильнее всего в Ненецком округе - на 10,6%. Кризисом охвачено производство не только в нефтегазодобывающих округах Тюменской области и на Сахалине, но и в "металлургических" и "химических" Вологодской, Кемеровской и Мурманской областях, а также в Пермском крае и в Карелии.
  • В шести регионах промпроизводство снижается второй год подряд; на Чукотке и в Ненецком округе - третий; в Чечне - пятый. Причем в Чечне многие годы и в сельском хозяйстве не благополучно.
  • Сильнее всего темпы роста промпроизводства упали в Ингушетии - на 27,3 п.п. и ушли в минус. Ее примеру последовали автомобилестроительные кластеры: Калужская область потеряла в росте 20,5 п.п., Калининградская область - 16,4 п.п.

Дела идут все хуже и у бизнеса, и у региональных властей

Совокупный финансовый результат всех российских компаний по итогам 2012 года оказался на 12% больше, чем в предыдущем. Но в 13 регионах экономика закончила год с убытками (в 2011 году таких регионов было десять).

  • Самыми большими потери зафиксированы в Ненецком округе - 13,2 млрд руб., в Чечне - 6,8 млрд и Дагестане - 4,2 млрд руб.
  • В числе убыточных оказались все республики Северного Кавказа, исключая Карачаево-Черкесию, а также примкнувшие к ним Архангельская и Еврейская автономная области, Республика Алтай, Тува и Забайкальский край.
  • Еще в 22 регионах сальдированный результат был показан меньше, чем за год до этого.

Ухудшение самочувствия бизнеса немедленно отразилось на пополнении казны. Сборы налога на прибыль организаций по итогам 2012 года увеличились в абсолютном измерении всего на 3,7%. При инфляции в 6,6% это означает, что реально бюджет получил меньше, чем в 2011 году. А это второй по значимости налог для региональных бюджетов после подоходного. Напряженность при сборе налога на прибыль может свидетельствовать о приближении проблем с налогом на доходы работников.

  • Бюджеты 27 регионов собрали в 2012 году налога на прибыль меньше, чем за год до этого.
  • Наибольшие потери понесли бюджеты Чечни и Ингушетии: - 57% и 46% соответственно.
  • Далее следуют крупные промышленные регионы с впадающей в депрессию экономикой: Мурманская (-33% к сборам налога за 2011 год), Кемеровская (-32%), Белгородская (-25%) области, Красноярский край (-24%). Казна Санкт-Петербурга потеряла 18%, Москвы - 4%. Еще в шести регионах увеличение сборов налога на прибыль произошло в пределах инфляции.
  • Не только по этой причине (главным образом из-за стремительного ростов расходов) дефицит консолидированных бюджетов субъектов федерации по итогам 2012 года резко вырос - в 7,9 раз, почти до 280 млрд руб.

С профицитом исполнены консолидированные бюджеты всего 16 регионов. В 2011 году их было 26. Кстати, среди успешно совместивших концы с концами в прошлом году оказались большинство республик Северного Кавказа (в Чечне доходы превысили расходы почти на 800 млн руб.), Республика Алтай, Тува. Видимо, они не успели освоить все поступившие к ним из федерального бюджета средства.

  • Самый большой дефицит - у Чукотки: ей не хватило трети от реально поступивших доходов. Шестой части не добрали бюджеты Ямало-Ненецкого округа, седьмой - Красноярского и Краснодарского краев.
  • Наибольшие сокращения федеральной поддержки пережили бюджеты Архангельской области, Приморского края и Томской области (примерно на 40% меньше пришло им из Минфина). Зато почти вдвое выросла поддержка Московской области, на 58% - Новгородской области, в полтора раза - Карачаево-Черкесии, почти на треть - Тувы и Санкт-Петербурга (Москвы - на 4%).
  • Если бы в 2012 году объем трансфертов из федерального центра ряду регионов остался на уровне предыдущего года, то число территорий с профицитным бюджетом сократилось бы до семи.

Эксперты называют несколько разных причин возможного замедления деловой активности в регионах страны. Дело и в правилах ВТО, и в политике правительства, из-за которой бизнес платит все больше налогов, виноват даже европейский кризис, который больно ударил по европейским портам России.

Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ

"В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики за 2013-2015 годы (ОНБП), налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, фактический прирост оказался практически вдвое меньше - 6,4% (без учета федеральных трансфертов - "Финмаркет"). У 12 регионов из 83 сократились совокупные собственные доходы. По налогу на прибыль запланированный на 2012 год темп роста составлял 16,2%, фактический оказался равен 2,7%. Все это отражает различия в динамике экономического роста в регионах.

Бюджетные проблемы регионов связаны не только с медленным ростом или даже сокращением собственных доходов и уменьшением федеральных трансфертов, но и с появлением новых, финансируемых лишь частично, федеральных мандатов, например, майских указов президента о повышении заработных плат в бюджетной сфере. В итоге в региональных бюджетах увеличились расходы на "человеческий капитал" ("Образование" и "Здравоохранение"). Не факт, что это приведет хотя бы к минимальному повышению качества услуг и росту эффективности бюджетной сферы. Зато регионы вынуждены сокращать другие виды расходов, прежде всего, бюджетные инвестиции. Чаще всего это происходит в форме отказа от проектов, а не сокращения стоимости работ и коррупционной составляющей.

В 2013-2015 годах многие регионы столкнутся с нарастанием дефицита финансовых ресурсов в силу дальнейшего давления федерального центра на рост отдельных расходных статей, что будет вести к очевидному росту несбалансированности структуры бюджетных расходов".

Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's

"По нашим данным, в тех регионах Северо-Западного округа, у которых есть наши рейтинги (Санкт-Петербург и Ленинградская область) никакого заметного ухудшения экономической ситуации не происходит.

Дефицит бюджета - это совершенно нормальный инструмент развития. Большинство суверенных, региональных и муниципальных правительств в мире тратят больше, чем получают. Если вы направляете средства на развитие, и ваша экономика растет быстрее, чем долг, то долговая нагрузка даже снижается. Вопрос в размере и динамике дефицита, контроле над расходами и в способах его финансирования.

Налог на прибыль и развитие экономики связаны, но не напрямую. В случае Санкт-Петербурга в 2012 году на показатели поступлений этого налога оказали большое воздействие новое законодательство о консолидированных группах налогоплательщиков (в первую очередь, это сказалось на Москве) и снижение поступлений от многих крупных налогоплательщиков, которые при предыдущем губернаторе начали платить налог на прибыль в Северной столице, по сути не осуществляя в городе своей деятельности. Это главные причины заметного сокращения объема поступлений по налогу на прибыль в Петербурге (на 18% по сравнению с 2011 годом).

В нефтегазодобывающих субъектах РФ Западной Сибири, с которыми мы работаем (ХМАО, ЯНАО), падение объемов добычи в 2012 году было очень умеренным. Небольшое сокращение поступлений по налогу на прибыль в бюджеты этих регионов могли произойти в первую очередь из-за того же закона о консолидированных группах налогоплательщиков, а также изменений федерального законодательства, затрагивающих НДПИ и таможенные пошлины, что могло сказаться на налоговой базе по налогу на прибыль. Ну а быстрого роста экономики там ожидать сложно: ВВП на душу населения в некоторых наших нефтегазодобывающих регионах превышает немецкий, а месторождения эксплуатируются уже давно.

О причинах некоторых решений в рамках федеральной межбюджетной политики нам приходится только догадываться. Доля межбюджетных перечислений, распределяемых по понятной и прозрачной для стороннего наблюдателя методологии, в последние годы постепенно сокращалась. В некоторых случаях сложно понять логику выделения этой помощи, которая включает межбюджетные кредиты. Система остается плохо предсказуемой: помогают часто не только самым слабым, но и тем, у кого ситуация лучше среднего. Тот же Петербург получил в прошлом году бюджетный кредит. Хотя бюджетная обеспеченность там, несмотря на негативную динамику налога на прибыль, осталась заметно выше среднероссийской. Нельзя сказать, что не было тех, кто нуждается в помощи еще больше".

Владислав Григоров, Экономическая экспертная группа

"Надо посмотреть ситуацию подробнее, но проблемы Северо-Запада могут быть связаны с промышленной специализацией его регионов: в Карелии, Архангельской области сильна деревообработка; в Вологодской и Мурманской областях - металлургия. Возможно, частично это связано с вступлением в ВТО и появлением более жестких условий для работы местной промышленности. Этот регион принял первый удар натиска подешевевшего импорта. Но это надо детально смотреть.

Каких-то публичных заявлений об изменении трансфертной политики федерального центра не было. Единственное - речь шла о консолидации субсидий. Наиболее прозрачная часть межбюджетных трансфертов - это дотации, размер которых рассчитывается по формуле. Наименее прозрачная часть - субсидии, просто даже из-за того, что их очень много. Непрозрачным становится общий фон их распределения, отданого во многом отраслевым министерствам".

Александр Дерюгин, директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы

"Экономическая и бюджетная напряженность в регионах Северо-Запада может быть связана со структурой их экономики, в которой доминируют отрасли, которые сильнее всего пострадали в кризис и не восстановились. Например, металлургия в Вологодской области, показатели портового хозяйства в Мурманской области. Возможно, экономика этих регионов в большей степени была ориентирована на Запад и сильно просела из-за падения там спроса. Надо посмотреть, как сказалось на параметрах экспорта-импорта вступление в ВТО. Но даже это не даст объективной картины: компании экспортеры-импортеры могут быть зарегистрированы где угодно. Например, экспорт из Ямало-Ненецкого округа практически равен нулю. Так мы и поверили.

Бюджетные проблемы нефтегазодобывающих регионов могут быть связаны с вступлением в силу закона о консолидированном налогоплательщике. Насколько мне известно, нефтяные компании достаточно неплохо сократили свои налоговые обязательства.

Большие колебания размеров федеральной трансфертной поддержки регионам на самом деле происходят ежегодно. Особо сильны они у тех регионов, у которых доля трансфертов в общем объеме доходов невелика. Формула распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности так устроена, что трансферт может меняться сильно. Это один из самых неустойчивых источников доходов региональных бюджетов.

Скачки могут даже увеличиться в связи с тем, что федерация берет курс на сокращение доли субсидий в межбюджетных трансфертах и увеличение доли нецелевых дотаций. Волатильность межбюджетных трансфертов в ближайшие годы будет высокой".

Новости