Пенсионная формула ударит по пенсионерам
Пенсионную реформу, проходящую в эти дни "предстартовую подготовку", многие чиновники и специалисты считают ее бессмысленной и вредной
Москва. 11 апреля. FINMARKET.RU - По данным "Финмаркета", премьер Дмитрий Медведев поручил чиновникам вновь дополнительно поработать над грядущей пенсионной реформой.
Чиновники должны еще раз найти ответы на наиболее острые вопросы, по которым Минфин не договорился с другими ведомствами:
- Когда начинать реформу и с какого года пересчитывать размер пенсионных отчислений;
- Сколько должны платить "самозанятые" граждане;
- Гарантировать ли гражданам навсегда и при любых обстоятельствах неизменную покупательную способность пенсии.
До конца мая ведомства финансово-экономического блока правительства должны договориться, сообщил источник в правительстве, знакомый с протоколом финального совещания у Медведева.
Чтобы граждане знали о реформе и могли о ней высказаться, Минтруду и Минэкономразвития поручено до 15 июня провести ее общественное обсуждение. Гражданам также подарят "пенсионный калькулятор" в интернете, который с точностью до рубля подсчитает размер их будущей пенсии по новой формуле.
Официальное общественное обсуждение еще не началось, но противники реформы, не дожидаясь отмашки, уже вовсю ее критикуют. В среду новую пенсионную формулу обсуждали в Московской государственной юридической академии. Настрой был весьма критичным. Новую формулу признали негодной и нарушающей конституционные права граждан.
Юрий Воронин, бывший замминистра здравсоцразвития, отвечавший за пенсионную реформу, ныне - начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ
"У нас переборщили, введя и индивидуальные пенсионные накопления, и обобщенные в виде Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Вопрос о пенсионной формуле беспредельно гиперболизирован, превращен в фетиш. Можно подумать, что изменение пенсионной формулы способно увеличить пенсию. Ничего подобного. Это всего лишь технический инструмент порядка расчета пенсий. Он должен быть настроен на достижение тех показателей, которые ставит общество.
Надо ли менять формулу?
Для людей есть два аргумента:
- Требуется, чтобы расчет был простым и понятным. Предлагаемый Минтруда порядок расчета усложнился многократно, его невозможно понять даже специалистам. По крайней мере, Эльвира Набиуллина говорила, что он ей не понятен;
- Размер пенсии должен зависеть от стажа и заработка. Но здесь проявляется фундаментальное противоречие нашей системы: платят в нее одни, а права возникают у других. Надежда, что люди будут стучать на работодателей, использующих теневые схемы выплаты зарплаты, не оправдались. Выбирать предприятия с белой зарплатой - это не про нашу жизнь. В конвертах - так в конвертах. А потом эти люди придут к государству и потребуют достойной пенсии. Патерналистская идеология очень сильна.
Люди восприняли бы формулу, которой они могут управлять: сколько он будет работать и сколько получать. С этой точки зрения формула ничего не меняет. Стаж там может быть есть, а заработок по-прежнему туда не вернулся. Там по-прежнему фигурирует элемент формулы с установленными взносами: чем больше мы будем зарабатывать баллов (коэффициентов), тем меньше будет стоимость каждого из них. Это совершенно извращенное представление о стимулировании граждан дольше работать и больше зарабатывать.
Зачем государству менять формулу?
1) Об этом открыто не говорят, но это проблема 2015 г., когда по действующему законодательству фиксированный базовый размер должен повышаться за дополнительные годы стажа: за год - на 6%. Принималось это в 2009 г., чтобы стимулировать более поздний выход на пенсию. Только сейчас финансово-экономический блок правительства понял, что это дорогое удовольствие. Есть желание, замыслив историю, от этого повышения отказаться, изменив правила игры.
2) Формулу надо менять, если государство захочет облагать весь фонд заработной платы. Чтобы не происходил прямо пропорциональный рост прав [за выплату взносов].
3) По этой же логике, если государство хочет просто увеличить пенсионный возраст, то нынешняя формула не подходит, так как тоже предполагает рост прав [за более поздний выход на пенсию].
4) В действующей формуле нет демографического регулятора: права формируются при одном поколении, а отвечать за него будет другое, по всем прогнозам малочисленное.
5) У нас в системе остались солидарные обязательства, под которые формально не оказалось источника финансирования (конвертация пенсионных прав, досрочный выход на пенсию, инвалиды и получающие пенсии по потере кормильца).
6) В нынешней формуле один и тот же механизм индексации назначенных и формирующихся пенсионных прав: по росту доходов Пенсионного фонда. Это приводило бы к тому, что людям, работающим на одном и том же месте, получающим одну и ту же зарплату только из-за разницы времени выхода на пенсию назначали разительно отличающуюся пенсию. Выработать внятный механизм индексирования пенсии по росту заработной платы - это задача.
Новая формула не отвечает решению ни одной из этих задач.
Главные возражения:
1) Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента. Это сладкий сон либеральных экономистов. Даже Зурабов (Михаил Зурабов, бывший глава Минздравсоцразвития, при котором вводилась нынешняя формула - "Финмаркет") на это не решился. В предлагаемой формуле сумма всех ИПК (индивидуальных пенсионных коэффициентов) ничего не значит. Главное - стоимость одного ИПК. Платить будут ровно столько, сколько поступит страховых взносов. Не по нормативам Международной организации труда, определяющим достойную пенсию, и не по 40% коэффициенту [замещения утерянного заработка, а как получится].
2) В формуле нет никакой солидарности. По сути произойдет нарушение баланса между стажем, заработком и возрастом. 82% людей получают зарплаты ниже взносооблагаемого уровня, а его еще и предлагают серьезно увеличить. Подавляющая часть людей не сможет заработать балл за год. А если в Минтруда считают, что балла нельзя получить, если не отработан год целиком, и того больше. Невозможно стажем компенсировать низкий заработок.
3) Не представлено никаких модельных расчетов последствий введения этой формулы. Есть только отдельные примеры, сделанные на максимальных показателях. Подобные решения надо моделировать на реальном репрезентативном (не менее 10%) контингенте пенсионеров.
4) Минимальная граница взносооблагаемого заработка. Если взнос не будет платиться с двух МРОТ, год стажа не будет зачтен. Это очевидное нарушение конституционных прав. Неуплата взносов не является основанием для наказания работника. Соответствующее решение Конституционного суда есть. Таким же нарушением Конституции будет необразование пенсионных прав у работающих пенсионеров.
5) В целях достижения сбалансированности бюджета ПФР, индексация пенсий будет проводиться по инфляции. Остальные деньги уйдут в резерв. Это приведет к снижению коэффициента замещения, и со временем вызовет недовольство людей. Потребуется изобретать способ доиндексации, выравнивания уровней пенсий у людей, вышедших на пенсию давно.
6) Резкое увеличение минимального стажа с 5 до 15 лет, необходимого для получения минимальной пенсии, противоречит 102-й конвенции МОТ и 55-й статье Конституции. МОТ допускает 30% снижение уровня пенсии при 10-летнем стаже. Нельзя принцип солидарности превращать в конфискационный. За 15 лет можно приобрести достаточно серьезные права.
Нет смысла переходить на новую формулу. Она не предлагает ничего лучшего по сравнению с действующей с 2002 года и только ухудшает права людей. Я выступаю за возвращение формулы с индивидуальным коэффициентом пенсионера, которая была введена в 1998 году. На самом деле это модификация немецкой бальной формулы. Уход от нее был ошибкой".
Игнат Игнатьев, директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда
"По поводу доли ВВП, выделяемой на финансирование пенсионной системы, единого мнения в правительстве нет (сейчас порядка 7% ВВП, предполагается к 2030 г. снизить до 5,5%; эксперты считают, что для достойного уровня пенсий в систему должно направляться не менее 8,5% ВВП - "Финмаркет"). Социальный блок борется за необходимость определения размера этого трансферта из федерального бюджета, так как бизнес и страховые взносы не в состоянии полностью компенсировать пенсионную нагрузку. Надеюсь, что общий размер трансфертов будет таким, что это не приведет к снижению расходов на пенсионное обеспечение.
Готовится методика расчета коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в соответствие с требованиями МОТ. Некоторые эксперты говорят, что этот коэффициент в среднем у нас уже более 40%. Но при любом сценарии коэффициент замещения сокращается. Наша формула с помощью специальных коэффициентов позволяет перераспределить ресурсы в пользу тех, кто работал долго, имел большую заработную плату.
Социальный блок правительства предлагает существенно увеличить межбюджетные трансферты на финансирование льготных, нестраховых периодов (уход за ребенком, военная служба, уход за инвалидом): сейчас это один МРОТ, предлагается вплоть до средней заработной платы.
Разные подходы есть к тому, как учитывать полный страховой год. Склоняемся к тому, что для этого потребуется полная занятость в течение года (нельзя будет, например, единовременно заплатить взнос с заработка, равного годовому облагаемому: сейчас это 568 000 руб. - "Финмаркет"). Но в формуле это пока не учтено.
Мы исходим из того, что все граждане к моменту получения пенсии будут иметь 15-летний срок проживания в России (предлагается ввести такое ограничение - "Финмаркет"). Нет специальных предложений для той категории граждан, у которых срок будет меньше.
Возможно потребуется корректировка пенсионной формулы специально для досрочников (по мнению экспертов, по новой формуле рассчитывать на полную пенсию они смогут при непременном продолжении работы наравне с остальными гражданами - "Финмаркет")".
Аркадий Соловьев, директор департамента актуарных расчетов ПФР
"Ожидаемого эффекта от изменений в пенсионном страховании надо ждать 30 лет, а хотят завтра, а лучше - вчера.
90% проблем пенсионной системы не связаны с системой пенсионного страхования. Это:
- Низкие зарплаты: ниже средней по экономике зарабатывают 65,3% работников; около среднего уровня - 6,7%; выше среднего 28,0%;
- Высочайшая дифференциация между самыми высокими и самыми низкими - до 120 раз. Средняя зарплата по нашим концернам 0,5 млн руб. в месяц; у руководителей - до 30 млн руб. в месяц;
- Продолжающееся снижение численности лиц в трудоспособном возрасте;
- У нас 3 млн "социальщиков", которые не выработали положенный 5-летний минимальный стаж; еще за 2,5-3 млн страховые выплаты начисляются, но не платятся. Итого, 7-8% пенсионеров.
- Надо ориентироваться на типичного получателя пенсии, работавшего в машиностроительных отраслях. Его средняя зарплата равна 0,97 от средней зарплаты по стране.
Нельзя повышать пенсионный возраст. В страховой системе выплаты гражданам должны соответствовать заработанным правам. Если они будут умирать сразу после выхода на пенсию, то это не пенсионное страхование, а от потери трудоспособности.
В предложенной формуле, чтобы выйти на пенсию прожиточного уровня, в течение 30 лет надо иметь зарплату не менее 4 МРОТ. Отнять недостающую часть у нас не у кого".
Эльвира Тучкова, Московская государственная юридическая академия (МГЮА)
"В том случае, если мы отказываемся платить даже минимальную социальную пенсию тем, кто отработал менее 15 лет или менее 15 лет прожил в стране, то тогда надо вернуть им страховые взносы, которые за них успели уплатить.
Если мы договоримся, что будем гарантировать коэффициент возмещения в 40% заработка при стаже в 30-35 лет, то формула может быть элементарно простая: при взятии 40% от твоего заработка за 30 летний стаж тебе полагается 1,34, а если 35 лет - то 1,15 пенсионного капитала в год.
Если стоимость ИПК будет определяться ежегодно в зависимости от уровня исполнения бюджета, то получается, что на самого застрахованного возлагается ответственность за эффективность действия власти. Именно она должна обеспечить уплату установленных взносов".
Игорь Шанин, секретарь ФНПР
"У нас когда-то взносы были равны 27% от фонда заработной платы. И с тех пор мы постоянно пытаемся меньше брать взносов и платить больше пенсии. Такого фокуса не получится.
Почему делаются исключения для меньшинства: для самозанятых и т.п.. Это нарушает права большинства. Мы приняли от СССР 4 млн льготников, сейчас их 11 млн. По итогам тестирования новой системы аттестации рабочих мест даже в бюджетной сфере стали появляться льготники.
Надо навести порядок внутри системы, установить определенный процент ВВП и распределять его в виде зарплаты, собирать взносы и делить на всех пенсионеров. Пенсионную реформу должна предварять реформа заработной платы".