Виртуальный дефицит заставит меньше тратить
Минфин пугает премьера и его заместителей недобором доходов, с другой стороны - рапортует о рекордных таможенных и налоговых сборах. План, очевидно, прост - чиновники хотят, чтобы их коллеги из других министерств начали тратить деньги по делу
Москва. 29 марта. FINMARKET.RU - Дыра в бюджете - от 500 млрд до 1 трлн руб, - о которой уже несколько недель докладывает правительство, может и не образоваться, следует из прогноза Минфина. Что, однако, вряд ли остановит дискуссию о том, что жить нужно по средствам.
- Каждую весну правительство приходит в Госдуму с просьбой - увеличить расходы бюджета этого года, работа над поправками завершается в конце апреля - начале мая.
- Так ведомства делят дополнительные доходы, которые могут образоваться в бюджете до конца года. В прошлом году весной было дополнительно распределено почти 90 млрд руб., в 2011 году - 540 млрд руб.
- Но, по мнению Министерства финансов, в этом году делить нечего. "Минфин предлагает с учетом различных вариантов оценок по доходам не увеличивать параметры бюджета", - заявила недавно журналистам первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в ответ на вопрос о параметрах традиционного весеннего пересмотра бюджета на 2013 год.
- По ее словам федеральный бюджет может в этом году недополучить от 80 до 130 млрд руб.
Одновременно в правительство Минфин шлет материалы, свидетельствующие о напряженном исполнении бюджета в этом году. Об их содержании "Финмаркету" рассказал источник в ведомстве. Судя по презентации Минфина к состоявшемуся в конце февраля совещанию по бюджету у первого вице-премьера Игоря Шувалова, дела с доходами не так уж и плохи.
Минфин нагнетает
Согласно уточненному прогнозу Минэкономразвития:
- ВВП России по итогам года составит 67,5 трлн руб., что на 1,0 трлн руб. больше, чем заложено в бюджете;
- По итогам года потребительские цены вырастут на 6,7%, а не на 7,1%, как заложено в бюджете (это снизит поступления в казну);
- Немного меньше окажется экспорт: на $6,5 млрд. Подведет природный газ: иностранцы его купят на 12,4 млрд кубометров меньше;
- Вдвое больше, чем ожидалось, может оказаться недобор по импорту. На внешнеторговом сальдо это скажется положительно, но доходов казна недосчитается;
- Почти на триллион рублей меньше будет прибыль компаний. Сильнее всего это прочувствуют региональные бюджеты, куда поступает 80% налога на прибыль.
От себя Минфин добавляет:
- Сокращение объемов сбора НДС произошло из-за резкого увеличения требований к его возврату со стороны организаций, занимавшихся реализацией таких мегапроектов, как подготовка к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, к проведению саммита АТЭС на острове Русском, а также крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере (в реальности - одна ветка газопровода "Северный поток"). В итоге казна должна выдать им на 100 млрд руб. больше, чем рассчитывали при верстке бюджета;
- Увеличится на 74 млрд руб. возмещение НДС импортерам;
- Менее выгодным для производителей станет экспорт, что также сократит поступления в бюджет на 44 млрд руб.
- Если бы не ожидаемое в 2013 году увеличение на 84 млрд руб. платежей за пользование недрами за счет поступления денег от продажи в прошлом году последних известных крупных месторождений, дефицит мог оказаться еще больше.
Но дыра в бюджете при этом будет совсем небольшой:
- Доходы федерального бюджета окажутся на 173 млрд руб. меньше, чем заложено в бюджете.
- Без пересмотра объема расходов (на этом Минфин пока не настаивает), дефицит бюджета увеличится почти до 900 млрд руб., что оставит 1% ВВП (вместо 0,8% заложенных в бюджет).
Но на самом деле, дела у бюджета неожиданно хороши
"В январе-феврале были серьезные риски по кассовому плану, была тяжелая ситуация, когда денег на выплаты не хватало, и мы залезали в наши резервы, которые есть у Казначейства, - делались с журналистами Нестеренко. - Дня четыре или пять мы делали такую перекрестную подпитку, жили практически без ликвидности. Но никто этого не заметил. Даже Игнатьев (глава Центробанка Сергей Игнатьев - "Финмаркет") говорил: "У вас уже не должно быть денег, а вы все платите".
Однако, согласно данным самого Минфина, результаты исполнения федерального бюджета за первые два месяца этого года никаких оснований для тревоги не дают.
Да, он исполнен с дефицитом в 244 млрд руб. Но в соответствии с кассовым планом, дефицит должен был составить в эти месяцы почти 400 млрд руб. Это следует из доклада той же Нестеренко в правительство, обратил внимание "Финмаркета" чиновник, знакомый с ситуацией.
По его словам:
- Нефтегазовые доходы оказались на 1% меньше, чем ожидали по итогам января-февраля;
- Зато ненефтегазовые доходы порадовали, они превысили план сразу на 15%;
- Почти на 9% оказались меньше расходы бюджета. Хотя это, конечно, мнимая экономия. Скорее это может привести к увеличению бюджетного навеса в конце года, когда ведомства, наконец, захотят потратить положенные им деньги. Но на финансовом балансе конкретно января-февраля это сказалось положительно.
- НДС в этом году действительно возмещается ударными темпами. При том, что налогов за два месяца в федеральный бюджет собрано чуть больше 1 трлн руб., возвраты по НДС составили 360 млрд руб. Это составляет четверть от объема возмещения этого налога за весь 2012 год.
- Доходы федерального бюджета начала этого года на 114 млрд руб больше, чем за два первых месяца прошлого года. Увеличились сборы налога на прибыль, как отмечают в Минфине, за счет платежей с дивидендов в нефтегазовом и торговом секторах. Помогли бюджету не только высокие цены на нефть (Минэкономразвития намерено пересмотреть среднегодовую цену с $97 до $105 за баррель), но и увеличение ставок налога на добычу газа и акцизов на табак и алкоголь, рост объемов импорта и ВВП.
- Даже показатели таможни, которой в этом году впервые сократили план по сборам в казну, оказались больше прошлогодних и плановых. Положительно сказались рост импорта и увеличение экспорта, особенно древесины и никеля. Заметно подросли поступления утилизационного сбора на автомобили. Почти 35 млрд руб. внесли на свои счета экспортеры в качестве авансовых платежей для уплаты в дальнейшем вывозных пошлин, налогов и сборов.
Сэкономили для бюджетного навеса
Минфин, как и правительство в целом, тревожит ситуация с традиционным переносом значительной части бюджетных расходов на самый конец года. В прошлом году ведомству Антона Силуанова почти удалось добиться, чтобы на первый квартал приходилась четверть государственных трат - было израсходовано 23,6% от годовых расходов - но это, главным образом, было связано с выборами.
Доля расходов декабря в 2012 году стала самой низкой за последние три года - 17,6%. Но все равно, половина из них - 1,1 трлн руб. или почти 9% годовых расходов, были проведены в последнюю неделю года:
- 430 млрд руб. пошли на оплату госконтрактов;
- 140 млрд руб. - на выплату декабрьских зарплат;
- 100 млрд руб. составили межбюджетные трансферты;
- Почти 180 млрд руб. были внесены в качестве имущественного взноса во Внешэкономбанк на реализацию инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока и для Фонда прямых инвестиций, а также пошли на увеличение уставных капиталов РЖД, Россельхозбанка.
Часть этих расходов объективно приходится на конец года, отмечает высокопоставленный сотрудник Минфина. Но одновременно:
- Из года в год почти четверть лимитов бюджетных обязательств распределяются главными распорядителями по подведомственным получателям бюджетных средств во второй половине года (в прошлом году 12% были распределены за два месяца до окончания года);
- Значительная часть средств в течение года перераспределяется по предложениям главных распорядителей несколько раз.
- Все это говорит о низком качестве кассового планирования, что является главной причиной неравномерного исполнения федерального бюджета.
- Вот и в этом году, говорится в докладе Нестеренко, из 40 ведомственных актов, устанавливающих порядок распределения бюджетных субсидий бизнесу, на 1 марта 2013 года принято только 13 документов. В результате не утверждены лимиты бюджетных обязательств на 245 млрд руб.
- По состоянию на 1 марта лишь 17 из 111 главных распорядителей бюджетных средств распределили выделенные им бюджетные средства на 100%. Шесть распорядителей определились с направлением менее 20% расходов. Это служба по тарифам, традиционно отстающий ЦИК, Управление делами президента, Российский гуманитарный научный фонд, Российская академия народного хозяйства и Академия живописи Ильи Глазунова.
Владимир Шишов, руководитель направления по взаимодействию с федеральными органами власти Центра исследования бюджетных отношений
"Внешнеэкономическая конъюнктура, которая пока достаточно благоприятна для нас, потребует внести определенные коррективы в доходную часть бюджета. Но по бюджетному правилу все это должно уйти в Резервный фонд.
Внутри страны тоже не видно каких-то угроз для исполнения бюджета. По данным Федерального казначейства, все исполняется равномерно. Неисполнения каких-то расходных обязательств не наблюдается. То же [увеличенное] возмещение НДС можно рассматривать как меру поддержки экономики.
Минфин первоочередным считает не увеличение расходов, а изыскание внутренних резервов для повышения их эффективности и приоретизации. На это нацелена его программа повышения эффективности бюджетных расходов.
В зоне риска оказываются ведомства, исполнение расходов по которым достаточно плохое - неравномерное, неполное. Как минимум неувеличение расходов им гарантировано. Да и по другим направлениям увеличение расходов возможно за счет их оптимизации. Определенные резервы экономии видны по сети подведомственных учреждений, часть государственного функционала можно передавать коммерческим организациям, актуальна оптимизация штатной численности многих ведомств, огромные вопросы вызывает качество исполнения инвестпроектов.
Хотя то, что сейчас происходит на мировой арене, каким-то образом макроэкономику-то поменяет. Это связано не только с происходящим на Кипре, но и со всей еврозоной. Макроэкономика скорее всего ухудшится. И тогда все равно бюджет придется пересматривать, только в сторону его ужесточения. Показательной должна стать середина года, когда виток европейского кризиса достигнет пика (в сентябре обычно начинается работа по осеннему уточнению бюджета - "Финмаркет")".
Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ
"Тревожные моменты есть. В источниках финансирования дефицита очень большие поступления записаны от приватизации, которых не будет (по итогам прошлого года Росимущество выполнило план по доходам на 102%, передав в бюджет 230 млрд руб. В основном за счет переоформления прав постоянного бессрочного пользования на аренду. Собственно от приватизации поступило 200 млрд руб. при плане в 300 млрд - "Финмаркет"). План на этот год - почти 430 млрд руб. Реально будет около 150 млрд. Значит, почти 300 млрд где-то надо искать.
Очень высокая собираемость по НДС заложена в бюджете. По факту она идет ниже.
А все нефтегазовые допдоходы по бюджетному правилу пойдут на пополнение Резервного фонда.
Поэтому по расходам основные параметры бюджета точно пересматривать не надо. Даже те, что записаны, профинансировать трудно. Если не хватает доходов от приватизации, то можно увеличить заимствования. А для этого надо внести поправки в бюджет".
Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Самая большая проблема с бюджетом - вычеты по НДС, которые сконцентрируются в этом году из-за окончания больших строек. Основной объем их пока не предъявили. При действующей редакции бюджетного правила выйти из этой ситуации будет проблематично. Мне кажется, из-за такой необычной ситуации с НДС можно было бы на этот год смягчить бюджетное правило. Но вряд ли на это пойдет Минфин.
Сомнительно, что необходимый объем дополнительных доходов можно получить за счет других источников. Только займы на внутреннем рынке: 600-700 млрд руб. занять можно. Но это деньги, которые будут изъяты из экономики.
Допрасходы в любом случае будут из-за поручений президента - порядка 500 млрд руб. Видимо, ими и ограничатся. Другим ведомствам ничего дополнительного не дадут. Многих распорядителей Минфин зажимает в очень жесткие тиски. Делается это для макроэкономической стабилизации, которая рассматривается как главное условие развития. Но у Минэкономразвития есть другая точка зрения: пока одной стабильности для развития нам недостаточно для формирования новой модели экономики. Надо как минимум решить инфраструктурные проблемы, а это означает активные инвестиции со стороны государства
Пока побеждает минфиновская концепция. Будем надеяться, что эту ситуацию удастся переломить хотя бы за счет средств ФНБ, которые в скором времени можно будет использовать для инфраструктурных инвестиций".