"Дорожная карта" энергетического сотрудничества РФ-ЕС до 2050 года практически на выходе

Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов рассказал "Интерфаксу" о главных темах предстоящего совещания правительство РФ – Европейская комиссия

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов рассказал корреспонденту "Интерфакса" в Брюсселе Виктору Онучко о главных темах предстоящего в Москве 21-22 марта совещания правительство РФ – Европейская комиссия, на которое в российской столице ожидают беспрецедентную делегацию из Брюсселя.

- Владимир Алексеевич, в чем особенность формата встреч правительство РФ – Европейская комиссия?

- Такие встречи проходят не столь часто, как саммиты. Они проводятся примерно через полтора года. Со времени последней встречи, состоявшейся в Брюсселе, прошло около двух лет. Их особенность, во-первых, в самом составе участников. На этот раз в Москву из Брюсселя едут 16 еврокомиссаров. На прошлом таком совещании в Москве их было девять. Это изменение, наверное, следует расценивать как проявление возросшего интереса к данному формату.

Второе, что отличает такие встречи и от саммитов, и от профильных Постоянных советов партнерства, – это содержание дискуссии. Я бы сказал: меньше политики, больше экономики. Если, конечно, их вообще можно разделить. Такое мероприятие не сводится только к пленарному заседанию, когда соберутся все приехавшие еврокомиссары во главе с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и члены российского правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Программа предусматривает и отдельные встречи между европейскими комиссарами и российскими министрами. В ряде случаев это может быть разговор один на один, в других – они могут группироваться. Так же, как это было и в Брюсселе на предыдущей встрече такого же формата.

Естественно, в повестке дня – весь комплекс двусторонних отношений плюс вопросы глобального характера. И здесь границу между экономикой и политикой особенно сложно прочертить. Но такие особенности нынешнего года, как председательство России в группе стран G20, диктуют необходимость обсуждения и вот этой проблематики, потому что Евросоюз является активным участником "двадцатки". У нас поддерживаются контакты между шерпами. Так же, как и в "восьмерке", где Евросоюз – де факто девятый член G8. Это помимо того, что некоторые государства-члены ЕС участвуют в этих форматах в национальном качестве. Так что я жду заинтересованного, высокопрофессионального разговора.

- Чего Вы ожидаете в качестве итога встречи? Будут ли подписываться какие-либо двусторонние документы?

- Так же, как и на саммитах, успех или неуспех подобных встреч не определяется наличием или отсутствием каких-то документов, готовых к подписанию. Будет что-то подписано или не будет, я не хотел бы предвосхищать. По некоторым сюжетам еще продолжаются внутренние процедуры.

Но у нас есть несколько задумок, которые могут материализоваться в соответствующей форме. У нас имеется в багаже подготовка новой административной договоренности о взаимодействия по линии МЧС с соответствующим подразделением Еврокомиссии. В работе вопрос о взаимодействии Роспотребнадзора с его партнером в Еврокомиссии. Есть планы, хотя они, наверное, потребуют еще дальнейшей работы, взаимодействия между российской сетью ГЛОНАСС и есовской ГАЛИЛЕО. Это давнишняя история, она уже не первый год обсуждается, и теперь мы будем выходить на какую-нибудь договоренность. Есть у нас еще в заделе соглашение по совместной работе в области прекурсоров наркотиков.

Это, может быть, небольшие кирпичики в общее здание российско-есовского партнерства, но именно они создают конструкцию и придают ей устойчивость. На финальной стадии – соглашение об оперативном взаимодействии с Европолом, соглашение о сотрудничестве с Евроюстом. В следующем году истекает пятилетний срок действия соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Очевидно, будем его продлевать.

- Судя по последним событиям, есть прогресс в вопросе визовых упрощений для ряда категорий граждан?

- Я не сторонник того, чтобы предаваться эйфории. Я предпочитаю говорить, что вопрос разблокирован. Это означает, что открылась возможность продвижения вперед. Это не значит, что все проблемы решены и все препятствия пройдены. Смысл того, что произошло на днях, – это изменение соотношения сил в Комитете постоянных представителей стран ЕС в пользу тех, кто выступает за продвижение вперед в этом вопросе.

Мы, разумеется, такое продвижение приветствуем и готовы активно работать с нашими партнерами в ЕС. Именно с этой целью Москву только что посетил генеральный директор Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи. Задача господина Мансервизи в том, чтобы договориться о конкретных формулировках, о фиксации тех компромиссных договоренностей, которые Россия предложила на предыдущем этапе. Например, ограничение сферы действия этого соглашения биометрическими служебными паспортами. Это надо сформулировать и зафиксировать. То есть речь идет о редактировании последней оставшейся статьи о служебных паспортах в будущем соглашении. Все остальное давно согласовано.

Когда это будет сделано, тогда уже, с учетом итогов данной работы, Совет ЕС сможет принять решение. Я исхожу из того, что к встрече правительство РФ – Еврокомиссия 21-22 марта этого, наверное, не будет. Те процедуры, которые еще предстоят, делают более вероятным подготовку этого соглашения к следующему саммиту РФ-ЕС в июне нынешнего года.

- Господин Мансервизи, выступая в Москве, допустил, что новое российское законодательство по персональным данным может затормозить достижение этих договоренностей, и даже не исключил увязку решения вопроса о служебных паспортах с этим законодательством.

- Эта проблема возникла не сегодня, а некоторое время тому назад, и она уже обсуждалась между Россией и Евросоюзом. По сути, наши новые нормы, которые, кстати, еще не вступили в силу, не содержат ничего такого, что не существовало бы в практике Евросоюза с другими странами, и не случайно сам господин Мансервизи упоминает в этом контексте Соединенные Штаты Америки, имеющие соответствующее двустороннее соглашение с ЕС. Это становится общепринятой практикой. Если на сей счет Евросоюз желает заключить специальное соглашение, мы можем такой вариант тоже обсудить.

Но я думаю, что в целом тут не надо драматизировать. Ничего такого сверхъестественного российская сторона не планирует, а те опасения, которые культивируются, не скажу, конечно, что господином Мансервизи, а другими людьми здесь, в Евросоюзе, эти опасения, наверное, во многом являются продуктом ошибочного восприятия нашей страны и все еще существующих фобий, что в России все плохо, что персональные данные хранятся плохо, что вероятна их утрата, утечка и т.д. На сей счет соответствующие разъяснения, я думаю, будут даны.

- Все это может каким-либо образом отразиться на другом переговорном процессе – о безвизовом режиме?

- Мы исходим из того, что это два параллельных процесса, которые различаются. Естественно, они идут в одном направлении, но это параллельные процессы, строго говоря, даже не связанные. С российской стороны их, к тому же, ведут разные люди. Безвизовый диалог ведет посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов, а вопрос о визовых упрощениях находится в ведении руководства консульского департамента МИД.

Сдвиг в вопросе визовых упрощений назревал. Теперь по ним имеется необходимое квалифицированное большинство с довольно уверенным перевесом. Наша скучная со стороны, но методичная разъяснительная работа с приведением аналитических выкладок, статистических данных, с изучением опыта стран Евросоюза, привела к тому, что к тем странам, которые сомневались, пришло осознание того, что шаг этот вполне логичный, что он соответствует интересам всех сторон и что аргументация российской стороны вполне оправданна. Но, повторю: это еще не конец пути.

Что касается безвизового диалога как такового, сейчас ожидается очередной обмен экспертными миссиями. Опыт работы в течение прошлого года в целом был, я считаю, важный и позитивный. Он мог бы и более динамично развиваться, но мы постепенно продвигаемся к цели. Другое дело, что когда все эти "совместные шаги" к безвизовому режиму будут выполнены, тогда настанет час политического решения. За политическое решение российской стороны я не беспокоюсь, а вот на стороне Евросоюза это будет своего рода момент истины.

- Каких новостей можно ожидать от московских переговоров в области энергетического диалога РФ-ЕС?

- Энергетический диалог – достаточно разветвленный и многоплановый. Он идет постоянно. Проходят заседания рабочих групп, подгрупп, экспертные встречи. Московское совещание даст возможность координаторам энергодиалога, то есть нашему министру Александру Новаку и еврокомиссару Гюнтеру Эттингеру, сверить часы и посмотреть, что делать дальше. Последний раз они встречались в декабре на Кипре в рамках Постоянного совета партнерства. Некоторые из обсуждавшихся тогда вопросов получили свое развитие. Например, создана рабочая группа с участием России, Еврокомиссии и германского сетевого регулятора для изучения модальностей взаимодействия по проекту газораспределительной сети OPAL, к которой подключен "Северный поток". Ведь со вступлением в силу "третьего энергопакета" ЕС возникли вопросы, касающиеся модальностей использования этой сети.

У нас есть также проект "дорожной карты" энергетического сотрудничества до 2050 года. Это совместный документ, он практически уже на выходе, так что скоро должен появиться. Все неожиданности даже в таком документе, конечно, предусмотреть невозможно, но принцип "никаких сюрпризов друг для друга" положен в его основу. Ведь главная проблема с "третьим пакетом" для нас, как и других третьих стран, в том, что, вопреки всем представлениям о международно-правовом регулировании той или иной деятельности, в этом пакете предусмотрено ретроактивное действие. То есть на уже реализованные инфраструктурные проекты распространяется действие данного пакета.

- Возможен ли обмен мнениями в связи с дискуссиями вокруг евразийской интеграции на постсоветском пространстве, в частности, пойдет ли разговор об Украине и перспективах отношений с ней обеих сторон?

- Что касается Украины, то я не исключаю такого разговора - может быть, за рамками официальной повестки дня. В числе раздельных мероприятий участников этого форума будет встреча в МИД с членом Еврокомиссии по вопросам расширения и политике соседства Штефаном Фюле. Это как раз его область. Возможно и рассмотрение "энергетического среза" ситуации с Украиной.

По евразийской интеграции обмен мнениями может быть вполне конструктивный – при наличии соответствующего настроя наших гостей. Мы же рассматриваем интеграционные процессы, идущие параллельно в Евросоюзе и на постсоветском пространстве, как в долгосрочной перспективе взаимодополняющие и укрепляющие стабильность на нашем континенте.

И в связи с этим вопросом я считаю также важным подчеркнуть, что отношения России и ЕС настолько многоплановые, что охватывают самые разные стороны деятельности. Продвижение на многих направлениях идет не рывками и не семимильными шагами, а является результатом кропотливой методичной работы. Наверное, только так и может строиться, кирпичик за кирпичиком, стратегическое партнерство, о котором мы говорим. И, естественно, Россия и Европейский союз не существуют только друг для друга. И у нас есть другие партнеры, и у Евросоюза они есть.

Но, даже являясь очень важными стратегическими партнерами, Россия и Евросоюз все же не в вакууме существуют. Есть остальной мир, который меняется на наших глазах. Сейчас многие говорят о повороте Соединенных Штатов в сторону Азии. Можно выдвигать разные суждения, насколько это реально происходит, но, наверное, в какой-то степени происходит. И это не может не вызывать вопросы у европейцев.

Россия же как крупнейшая евразийская держава всегда была повернута и на запад, и на восток. Разумеется, у наших здешних партнеров в Евросоюзе может быть вопрос, а не повернется ли Россия спиной к Европе и лицом в сторону Азии. Я бы на это посоветовал им внимательно вглядеться в изображение российского государственного герба.