Спецоперация "спасение AiRUnion" только начинается

Беспрецедентное внимание высшего руководства к проблемам авиаальянса спасает его пассажиров, однако ответа на вопрос, поможет ли оно урегулировать возникший кризис, пока не дает

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 августа. INTERFAX.RU - Внимание высшего руководства страны к бедствиям пассажиров, имевших несчастье купить билеты на августовские рейсы авиакомпаний альянса AiRUnion, в начале этой неделе, казалось, начало приносить свои плоды.

Не успела госкорпорация "Ростехнологии" расписаться со своей невозможности заниматься благотворительностью и финансировать спасение AiRUnion, акционером которого она может так и не стать, государство приняло ряд чрезвычайных мер, направленных на поддержание жизнедеятельности терпящего бедствие авиальянса. И хотя масштаб операции по "спасению" перевозчика впечатляет, вопрос о том, удастся ли реанимировать AiRUnion в условиях хронической невозможности обеспечивать свои обязательства, массового оттока пассажиров и катастрофического падения репутации, остается открытым.

В понедельник на совещании в Минтрансе, созванном после требования премьер-министра Владимира Путин разобраться с причинами задержек авиарейсов AiRUnion, было принято решение привлечь крупнейшие авиакомпании к перевозке пассажиров альянса. "Аэрофлот", "Сибирь" и ГТК "Россия" взяли на себя обязательства обеспечить перевозки до начала учебного года. Участие ГТК "Россия", видимо, должно было окупить фактический выход "Ростехнологий" из процесса - "Россия" в ближайшее время должна войти в состав госкорпорации.

Но привлечением конкурентов AiRUnion к доставке пассажиров альянса по местам назначения роль государства не исчерпывалась, на совещании также обсуждалась возможность предоставления AiRUnion товарного кредита с отсрочкой платежа. Подробности участники совещания в Минтрансе не сообщали, и ясность в вопросе о том, кто же решится на столь безнадежное дело - выделение топлива AiRUnion - не наступала вплоть до утра вторника.

Во вторник выяснилось, что государство, которое пока что является основным акционером AiRUnion, решило прибегнуть к самому надежному источнику энергоснабжения - Росрезерву. Премьер поручил Росрезерву выделить в период с 26 августа по 14 сентября для авиакомпаний альянса 24 тыс. тонн авиатоплива. Гарантировать возврат Росрезерву средств Путин обязал "Ростехнологии".

На бумаге авиакеросин AiRUnion выделен, но на деле задержки рейсов продолжаются, так как топливо, предоставленное поставщиками "Домодедово" альянсу под гарантии "Ростехнологий", закончилось в понедельник.

В понедельник вечером авиакомпании не смогли выполнить рейсы в Красноярск, Самару, Санкт-Петербург и Нижневартовск. Рейс на Самару отложен до среды, остальные - перенесены на вечер вторника, но так и не вылетели. Рейсы в Душанбе, Даламан, Байконур, Сочи, Самару, Тиват и Симферополь, намеченные на ночь и утро вторника, также перенесены на сутки - на 27 августа. Рейсы в Анталию, Самару, Владивосток и Петропавловски-Камчатский, которые должны были состояться днем во вторник, отложены до среды. Всего во вторник в "Домодедово" так и не поднялись в воздух 15 самолетов авиакомпаний-партеров AiRUnion.

Представитель AiRUnion Юлия Багрышева сообщила "Интерфаксу", что к моменту достижения суточной задержки количество пассажиров, ожидающих отбытия из "Домодедово", достигнет 3 тыс. 416 человек. Часть из них удалось отправить по домам, только 176 человек были расселены по гостиницам.

Рейсы авиакомпаний AiRUnion во вторник задерживались в аэропортах Самары, Южно-Сахалинска, Владивостока и Благовещенска. Аэропорт Екатеринбурга угрожает приостановить обслуживание самолетов "КрасЭйр", а аэропорт Омска - авиакомпании "Омскавиа".

Группа "БазЭл Аэро", объединяющая аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы, грозила со вторника заправлять суда "КрасЭйр" только в случае 100%-ной оплаты, но под вечер сообщила, что еще несколько дней потерпит и продолжит оказывать услуги "для недопущения обострения ситуации с обслуживанием пассажиров".

На этом фоне синхронные заявления вице-премьера Сергея Иванова и главы Минтранса Игоря Левитина, которые курируют "наведение порядка" с перевозками AiRUnion, о том, что государство не допустит банкротства альянса, вселяют оптимизм, но не выглядят финальным аккордом затянувшейся саги о спасении авиакомпаний. Летняя навигация, в течение которой альянс имел хоть призрачные шансы выжить благодаря большому пассажиропотоку, завершается, а продажа билетов на зимний сезон запрещена Росавиацией.

AiRUnion работает себе в убыток каждый день, и только 14 сентября будет окончательно ясно, насколько эффективно административные меры могут урегулировать кризис альянса, которого рост цен на топливо, высокая доля налогового изъятия и недальновидная политика менеджмента привели к коллапсу.

Новости