ЦБ вернется к валютному регулированию?
Новым главой Центробанка РФ может стать советник Путина Сергей Глазьев. Он известен стремлением усилить стимулирование экономики монетарными средствами и критикой сдержанной политики Банка России и Минфина
Москва. 21 февраля. FINMARKET.RU - Высокопоставленный источник агентства Reuters рассказал, что в июне этого года Сергея Игнатьева на посту может сменить экономист Сергей Глазьев. Его кандидатура, по словам источника агентства, устраивает и президента Владимира Путина, и премьера Дмитрия Медведева.
Глазьев известен прежде всего своими радикальными взглядами на денежную политику и стимулирование экономики, которые чрезвычайно далеки от современного экономического мейнстрима. Он, например, считает, что смягчения, которые проводит ФРС США, проводятся не для стимулирования спроса и занятости, а для того, чтобы американский бизнес мог подешевле скупить активы по всему миру.
Его программа на посту главы ЦБ, если он будет назначен на этот пост, будет состоять из значительного смягчения денежной политики, снижения основных ставок до 4%, значительного расширения объемов кредитования экономики под минимальный процент за счет резервов ЦБ и бюджета. Государство будет само выбирать перспективные отрасли и само же их финансировать, подавая пример бизнесу.
Борьба с инфляцией будет вестись "не количественными методами", потому что монетарная теория, по мнению Глазьева, неадекватна.
Для того, чтобы деньги, полученные от государства, не были выведены за границу, необходим возврат к отмененному в прошлом десятилетии жесткому валютному регулированию.
"Финмаркет" предлагает выдержки из программного выступления Сергея Глазьева по вопросам, относящимся к компетенции ЦБ, на форуме журнала "Эксперт" в ноябре прошлого года.
Сергей Глазьев, советник президента России
- "Инфляция - конечно, беда, которой надо всегда остерегаться. Но количественная теория денег совершенно не адекватна реальной ситуации, это абстракция. В нашей истории были периоды, когда денежная масса росла, а инфляция снижалась, и наоборот.
- Индустриализацию надо делать на основе новейших технологических укладов, а не воспроизводить устаревшие. При входе на новые технологические рынки только колоссальные инвестиции позволяют получить качественно новый эффект. Масштаб необходимого инвестиционного капитала таков, что частный сектор его не способен обеспечить. Только государство.
- Нам необходимы длинные дешевые деньги. Первый поток можно обеспечить через механизмы рефинансирования в коммерческие банки с регулированием ставки рефинансирования, которая, по нашим оценкам, не должна превышать 4%. Второй канал - долгосрочные кредиты на 10-15 лет через институты развития под 2% годовых в развитие проектов инфраструктуры, адекватных новому технологическому укладу.
- Нам нужна система стратегического планирования и механизмы ответственности за управление этими деньгами, чтобы не просто обеспечивать безубыточность, но и давать конкретные результаты в виде конечного продукта. Надо убедиться, что деньги доходят до реального сектора, что они идут в перспективные направления, а не уходят за рубеж.
- Надо менять трансграничные взаимоотношения. Мы теряем ежегодно $30-50 млрд только за счет разницы в процентных ставках: государство отправляет длинные деньги туда, а наши корпорации получают более дорогие деньги здесь. Еще $100 млрд капиталов в год выводится напрямую.
- При таком взаимодействии с миром никакие механизмы гибкой денежной политики и рефинансирования у нас не сработают. Необходимо думать о валютном регулировании, создании системы защиты, фильтров, которые предотвратили бы переток денег на спекулятивный рынок, удерживали их для кредитования реального сектора".