Россию заставят заплатить за спасение Кипра

ЕС в любом случае придется спасать Кипр. Банкротства по обязательствам перед европейцами допустить нельзя. Последние хотят либо заставить Россию заплатить за Кипр, либо использовать для спасния счета российских компаний в банках страны

Фото: Reuters

Никосия. 21 февраля. FINMARKET.RU - Агентство Standard & Poors предупредило в среду, что Кипр стоит перед "реальной и возрастающей" угрозой дефолта. По мнению S&P, если Кипр не получит помощь "Тройки" кредиторов - ЕС, МВФ и ЕЦБ, то стране придется проводить реструктуризацию долга. S&P обещали понизить рейтинг Кипра, несмотря на то, что он и так "мусорный" - ССС+.

Но кажется, что гипотетическая помощь "Тройки" Кипру не поможет - если страна получит от нее 17 млрд евро, то ее госдолг вырастет до 140-145% ВВП. Это означает, что Кипр скоро все равно потеряет платежеспособность, его экономика не сможет справиться с такой долговой нагрузкой, предупреждают экономисты МВФ.

Поэтому Фонд призывает найти способ как-то снизить уровень задолженности.

Пока обсуждается несколько возможных вариантов помощи. Практически любая схема ведет к потерям для российских граждан, имеющих собственность, компании или банковские счета в кипрской юрисдикции.

  • Сейчас госдолг страны составляет 16 млрд евро. Его можно реструктурировать. Правда, это вряд ли понравится иностранным инвесторам, а также может нанести удар по хрупкой банковской системе Кипра. А на финансовых рынках Европы может начаться новая волна паники, которая, на фоне грядущих итальянских выборов, приведет к обвалу.
  • Еще один вариант - это заставить понести убытки держателей незастрахованных депозитов. В этом случае пострадают депозиты россиян, которые оцениваются в миллиарды евро. Однако европейские регуляторы боятся, что это приведет к оттоку депозитов из банков всей европейской периферии в банки центра Европы по системе взаиморасчетов TARGET2, а это тот же обвал, только не на фондовой бирже, а в балансах банков.
  • Еще один вариант - продлить срок погашения кредита в 2,5 млрд евро, который Россия предоставила в 2011 году. Кредит должен быть погашен в 2016 году.

Помимо этого, европейских чиновников смущают и другие аспекты.

Во-первых, они обеспокоены политической нестабильностью в стране: в воскресенье прошел первый тур президентских выборов , на котором победу одержал консерватор Никос Анастасиадис, которого поддерживает Германия. Но до официального исхода выборов Тройка не хочет принимать решения о предоставлении помощи.

Во-вторых, лидеров ЕС смущают тесные связи Кипра с Россией, они уверены, что в банках страны отмываются российские деньги. В любом случае, решение о помощи может быть принято лишь весной.

Европе пора заняться Кипром

Экономисты банка Morgan Stanley уверены, что прямой ущерб от кризиса на Кипре будет незначительным, ведь экономика и рынок облигаций страны небольшие. Но кипрские долги все же могут спровоцировать новый виток напряженности в Европе.

  • Вряд ли помощь Кипру может сильно ударить по финансовым ресурсам Европы. Кипру понадобится не больше 10-15 млрд евро в ближайшие три года, по оценкам Morgan Stanley, - и это помощь банкам и правительству вместе взятым. Это ничтожная сумма по сравнению с ВВП еврозоны.
  • Экономические показатели Кипра не выглядят пугающе: дефицит бюджета - "всего" 5,3% ВВП, а госдолг в 2012 году составил примерно 90% ВВП - это ниже среднего уровня для Европы. Но если учесть долг домохозяйств и корпоративного сектора, Кипр становится одной из стран с самым высоким уровнем задолженности. Самым слабом местом экономики Кипра является банковский сектор - помощь ему может привести правительство к долговому кризису.

Кипр - страна с высокой задолженностью

Даже без новых кредитов госдолг продолжит расти

  • Экономику Кипра можно оценить всего в 17 млрд евро. Госдолг будет в ближайшие годы расти и превысит 100% ВВП. К 2015 году он вырастет до 146% ВВП. Однако это все еще ниже, чем у Греции после того, как она получила второй пакет помощи в марте 2012 года.
  • Пример Греции доказывает, что государственное финансирование вряд ли способно решить проблемы платежеспособности государства, особенно если не предпринимать других шагов по снижению долговой нагрузки.
  • Кипру бы помогло, если бы страны еврозоны согласились на прямую рекапитализацию банковского сектора. Пока это невозможно - в еврозоне до сих пор не создан единый банковский регулятор, который имеет право оказывать такую помощь.
  • А вот реструктуризация задолженности Кипра подорвет доверие инвесторов к Европе. Лидеры ЕС клялись, что дефолт Греции - это исключение из правил, и такого больше не повторится, страны будут получать помощь, пока не вернутся на рынки. Если задолженность Кипра будет реструктуриирована, то таких "исключений" в Европе будет уже два, а в этом случае мало шансов, что рынки поверят чиновникам.

У Кипра впереди несколько рисковых событий

Запасы газа не дадут Кипру отказаться от евро

Вряд ли европейцы решатся на создание столь опасного прецедента и рано или поздно договорятся о том, как помочь Кипру. Но процесс может затянуться.

Есть несколько факторов, которые необходимо учесть при программе предоставления помощи.

  • Жители Кипра не особенно радуются помощи ЕС. В первом туре выборов победил лидер правоцентристской партии ДИСИ консерватор Никос Анастасиадис - он поддерживает программу реформ и сотрудничество с ЕС. Однако 48% населения страны идея зарубежной помощи уже не нравится, хотя раньше таких было всего 20%.
  • Кипр может превратиться к газовую империю. У Кипра - большие запасы газа, конечно, не по международным стандартам, а относительно ВВП. Даже без начала разработки, запасы упросят процедуру возвращения кредитов - они могут стать хорошим залогом под новые кредиты. Это нужно обязательно учесть в меморандуме о взаимопонимании и о программе помощи, считают в Morgan Stanley.
  • В 2011 году было открыто месторождение "Афродита" в Средиземном море, оно полностью принадлежащее Кипру, а запасы его оцениваются в 7 трлн куб т газа. Начало разработки может превратить Кипра в экспортера энергоресурсов. Однако это далекая перспектива - нужно время, чтобы начать поставки газа и получить место на рынке, до 2020 года на эти деньги рассчитывать не приходится.
  • Проекты по разработке "Афродиты" и транспортировке газа могут получить политическую, экономическую и технологическую помощь ЕС, ведь в этом случае снизится зависимость Европы от России. Кипру действительно понадобятся технологии, ведь меторождение находится на глубине 1,5 км под поверхностью моря, а у самой страны нет опыта разработки таких месторождений.
  • Потенциальные доходы правительства от разработки месторождения можно оценить в 5-32 млрд евро в зависимости от цен на газ и успешности проектов. В год правительство будет получить 0,3-1,5 млрд евро - это 1,5-9% нынешнего ВВП Кипра. Это полностью изменит экономическую ситуацию в стране.

Доходы от продажи газа могут изменить экономическое будущее Кипра

Правительство может получить мощный источник доходов

  • Экономика все глубже погружается в рецессию. Хоть экономика Кипра оказалась в рецессии позже, чем экономики других стран, темпы ее сжатия только нарастают: в этом году Еврокомиссия ожидает, что ВВП Кипра сократится на 1,7%. Падают промышленное производство и продажи, а также уверенность бизнеса - она сейчас ниже, чем в Греции.
  • Особенно сильный удар кризис нанес по рынку труда. В этом году безработица достигнет 14%.
  • Это ухудшает перспективы роста уровня госдолга, он быстро вырастет до 100% ВВП просто из-за сокращения экономики.

Экономика Кипра не в лучшей форме

Между Исландией и Ирландией

У Кипра есть два варианта действий, уверен профессор Института международной экономики им Петерсона Джейкоб Киркегаард. Он может выбрать путь Исландии или Ирландии - двух небольших экономик, которые пострадали от проблем банковского сектора. Для выхода из кризиса они использовали диаметрально противоположные средства.

  • Три крупных исландских банка оказались на грани банкротства в 2008 году, правительство не захотело им помогать, и они обанкротились. Правительство защитило граждан-держателей депозитов, а убытки понесли держатели незащищенных депозитов - это были иностранные инвесторы. Ирландия, наоборот, в 2008 году начала помогать банкам, а в 2010 году ей даже пришлось обратиться за помощью к ЕС и МВФ.
  • Кипр, скорее всего, выберет решение, которое будет напоминать исландский вариант. Банковский сектор составляет 700-800% ВВП страны против 400% у Ирландии. У Исландии до банкротства банков это соотношение составляло 1000% ВВП. Кипр просто не может себе позволить спасение банков по способу Ирландии. Сейчас киприотским банкам нужно порядка 10 млрд евро, а еще 7 млрд евро уйдет на помощь правительству - это 100% ВВП Кипра 2012 года.
  • Однако политический фактор может удержать Кипр от этого решения, ведь, как и Ирландия, Кипр - член еврозоны, а любое решение по поводу его будущего накладывает системные риски на весь союз. ЕЦБ и Банк Кипра предоставили банкам страны ликвидность в объеме 9,1 млрд евро в декабре. Банки не могут обанкротиться, пока эти деньги не вернутся к регуляторам.
  • Кроме того, законодательство ЕС запрещает стране ставить жителей других стран союза разное положение по сравнению с гражданами страны. Это значит, что правительству Кипра придется защищать не только депозиты киприотов, но и других граждан ЕС. На Россию, правда, это не распространяется.
  • 62 млрд евро депозитов в местные банки положили жители Кипра, еще 19 млрд евро - жители стран еврозоны, 3,5 млрд евро - жители стран, входящих в ЕС, но не входящих в еврозону. Это означает, что 84 млрд евро депозитов не пострадают при любой схеме реструктуризации. В зоне опасности - 30 млрд евро депозитов и кредитов из стран, не входящих в ЕС, в том числе из России.
  • Возможен также вариант, при котором плохие банки будут объединены в один. Правительство Кипра даст гарантии по депозитам в нем для граждан ЕС, а граждане других стран получат компенсацию. Это поможет Кипру сохранить популярность в качестве оффшорной зоны.
  • Но вряд ли правительство решиться взять на себя полноценную программу помощи и рискнуть будущим граждан, чтобы защитить иностранных держателей депозитов. Это означает, что российским держателям депозитов придется принять участие в программе помощи Кипру, вопрос лишь в какой степени и в каком качестве.

Кипр и Россия - связанные одной финансовой цепью

Экономист Morgan Stanley Джейкоб Нелл напоминает, что для России Кипр кажется своего рода братским государством с православной религией и вдобавок еще и приятным климатом. 21 000 жителей острова, или 2,5%, говорит по-русски, согласно опросу 2011 года. В 2001 году русскоязычных на острове было всего 5000.

  • Торговля. Двухсторонняя торговля Кипра и России составляет порядка 50 млрд евро.
  • Инвестиции. За последние пять лет предприятия, зарегистрированные на Кипре, вложили в Россию $60 млрд в виде прямых иностранных инвестиций - этот 23% всего притока ПИИ.
  • При этом $79 млрд, а это 30% всех российских инвестиций, было вложено в Кипр за тот же период.
  • Кипр инвестируют в России средства, в пять раз превышающие ВВП острова. В 2011 году ВВП Кипра составлял всего $25 млрд, а на страну приходилось примерно $129 млрд накопленных в России инвестиций. $122 млрд было инвестировано в Кипр Россией.

Кипр - самый крупный инвестор России

Однако большая часть владельцев накопленных в России ПИИ - это российские же компании. Россия и Кипр в 1998 году заключили договор об избежании двойного налогообложения.

В итоге, дивиденды на Кипре облагаются 5%-ным налогом, а ставки по кредитам и роялти - нулевым. Это, а также использование английского законодательства, мягкое регулирование российских компаний, политические риски в самой России, заставили многие компании переместить свою штаб-квартиру на Кипр - в России они владеют филиалами.

  • Банковский сектор. В 2007-2011 годах на Кипр пришлось $203 млрд всех кредитов, выданных "иностранцами" России, - это 24% всех кредитов, полученных страной. Чистое кредитование России за этот же период составило $54 млрд - это в два раза больше экономики Кипра.
  • Чистая позиция российских банков в банках Кипра на конец 2011 года составила $9 млрд. Это означает, что как минимум треть депозитов нерезидентов ЕС, хранящихся в киприотских банках, имеют российское происхождение. Но, на самом деле, эта цифра по крайней мере в два раза больше, ведь многие российские компании зарегистрированы и проводят финансовые операции через Кипр.
  • Бизнесмен Дмитрий Рыболовлев в 2010 году выкупил 9,7% акций Bank of Cyprus - это самый крупный акционер самого крупного банка страны.

Нелегальные потоки. Велика доля Кипра и в оттоке капитала. В 2011 году из $80 млрд оттока капитала из России $20 млрд оказались на счетах на Кипре - это данные из доклада федеральной разведслужбы Германии.

Наталия Орлова из "Альфа-банка" на основе этой оценки подсчитала, сколько приблизительно может находиться на Кипре российского капитала:

Россия будет участвовать в помощи Кипру, а бизнес решать - выводить ли деньги из Кипра

Не ясно, согласится ли Россия участвовать в новой помощи Кипру и на каких условиях. Например, это возможно в случае получения Кипром пакета помощи от ЕС и МВФ.

Дмитрий Мирошниченко Центр развития.

"Бизнесмены задумаются, выводить ли деньги с Кипра в другую страну или все-таки оставить там. Среди вкладчиков киприотских банков много российских компаний. Россия уже давала кредиты, чтобы российские компании смогли забрать деньги, хотя и непонятно, как эти кредиты будут возвращены.

Свято место пусто не бывает. Кипр - исторически удачная юрисдикция для российских предпринимателей, но существуют и другие юрисдикции, где можно спрятать свои деньги. После того, как станет ясно, как будет законодательно выглядеть спасение киприотских банков, то есть когда европейцы определяться, за счет кого это произойдет, все спишут убытки и будут взвешивать риски, куда дальше вкладывать деньги".

  • Global Financial Integrity подсчитали, что накопленный нелегальный отток капитала из России с 1994 года может составить $211 млрд.
  • Если сопоставить эти данные с тем фактом, что в 2011 году треть российского оттока оказалась на Кипре, то можно получить очень грубую оценку - на Кипре находятся порядка $70 млрд российского капитала, нелегально вывезенного с 1994 года.
  • Этот отток связан с коррупцией или нелегальным бизнесом. Особенно сильно за это Кипр критикует Германия: немецкие чиновники уверены, что страна не соблюдает законов ЕС об отмывании денег.

    • Российские политики неоднократно заявляли, что готовы помочь Кипру: то ли в выдаче нового кредита, то ли в пересмотре условий кредита 2011 года.
    • При этом Россия вряд ли будет добиваться с помощью сделки поддержания дальнейшего мягкого регулирования банковской сферы. Это не выгодно России. Во-первых, потому что власти начали курс на "де-оффшоризацию" экономики. Во-вторых, для развития финансовой системы и финансового центра в Москве России самой придется принимать законы об инсайдерской торговле и отмывании денег.

Новости