Астана не подвергает сомнению работу "Байконура" в условиях аренды

Вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов в интервью "Интерфаксу" рассказал о подготовке нового соглашения по совместному использованию комплекса "Байконур"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов в интервью "Интерфаксу" рассказал о подготовке нового соглашения по совместному использованию комплекса "Байконур", своем отношении к идее присоединения к Таможенному союзу Киргизии, Таджикистана и Украины и выставке EXPO-2017, которая пройдет в Астане

- В конце января Вы впервые в качестве сопредседателя казахстанско-российской межправительственной комиссии по использованию комплекса "Байконур" встретились со своим коллегой Игорем Шуваловым. После космическая тематика стала предметом переговоров президентов Казахстана и России в Москве... На какие принципиальные договоренности по совместному использованию "Байконура" удалось выйти сторонам?

- Первое. Казахстан заявил, что не подвергает сомнению долгосрочную – до 2050 года - работу космодрома Байконур в условиях арендных отношений с Россией. При этом главным принципом сотрудничества на Байконуре, и это было особо подчеркнуто президентами наших стран, остается взаимовыгодное партнерство.

Во-вторых, российская сторона проинформировала нас о своем отказе от реализации проекта создания космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек" на основе ракеты-носителя "Ангара", но согласилась с возможностью его перевода на ракету "Зенит", а также выразила желание участвовать в других совместных космических проектах с Казахстаном. В мае-июне текущего года Казкосмос и Роскосмос должны подготовить предложения по законодательной реализации данного решения, поскольку, возможно, акционером данного проекта помимо Казахстана и России будет и третья стороны - Украина.

В свою очередь казахстанская сторона высказала заинтересованность в обучении своих специалистов, их непосредственном участии в подготовке и проведении пусков с Байконура. Наша цель – максимальное использование Байконура для экономического развития и технологического апгрейда экономики Казахстана. Могу сказать, что российская сторона услышала наше мнение, сейчас мы работаем над данным направлением сотрудничества.

Третьим вопросом на переговорах по счету, но не по значимости, стала необходимость обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности на Байконуре. Мы предложили российскому правительству разработать соглашение в сфере экологии, которое позволило бы минимизировать соответствующие риски при эксплуатации Байконура. В документе должны найти отражение взаимные обязательства сторон в этой сфере.

Мы также пришли к единому мнению о том, что необходимо проработать поэтапность обсуждения всего комплекса вопросов по Байконуру. С этой целью, как вы знаете, возобновлена деятельность межправительственной казахстанско-российской комиссии по комплексу "Байконур", ее возглавили первый заместитель председателя правительства РФ и заместитель премьер-министра Казахстана. Я считаю, что это достаточно высокий уровень, который позволит решать накопившиеся проблемы межведомственного характера. До конца мая мы должны доработать так называемую "дорожную карту" – то есть то, в какие законодательные акты мы должны будем внести изменения.

В марте мы проведем первое заседание межправительственной комиссии на Байконуре, где заслушаем весь перечень существующих вопросов.

И, наконец, мы договорились, что к концу октября мы внесем на рассмотрение глав государств проект всеобъемлющего соглашения по совместному использованию комплекса "Байконур".

- Данное соглашение заменит собой базовый договор об аренде Байконура от 1994 года?

- Мне сейчас сложно это сказать, поскольку ответ на этот вопрос должны дать министерства иностранных дел, юристы двух наших стран.

По моему мнению, заключение нового договора, который позволил бы обобщить существующую законодательно-правовую базу с учетом новых направлений нашего сотрудничества по комплексу "Байконур", было бы актуальным шагом. В документе можно было бы детально прописать все вопросы. Такое поручение дано нашими президентами на их недавней встрече в Москве.

- Какие решения приняты в вопросе сокращения пусков ракет-носителей "Протон-М", на чем уже много лет настаивает казахстанская сторона?

- Действительно, в контексте экологической безопасности мы обсудили и тему поэтапного сокращения количества пусков с Байконура ракет, работающих на ядовитых компонентах топлива. В соглашении о продлении аренды Байконура от 1997 года закреплено соответствующее обязательство РФ. Данное сокращение ракет "Протон-М" предполагалось компенсировать с помощью пусков экологически чистой "Ангары" с создаваемого на Байконуре "Байтерека". Как я уже сказал выше, российская сторона намерена развивать проект "Ангара" на своей территории, что является суверенным правом РФ и не оспаривается нами. В итоге на встрече глав наших государств было принято решение о замене "Ангары" на ракету-носитель "Зенит".

На переговорах с российскими партнерами мы достигли договоренности о том, что Роскосмос и Казкосмос перейдут от ежегодно предлагаемого российской и утверждаемого казахстанской стороной плана пусков ракет-носителей к формированию повестки дня на среднесрочный период. Как минимум на 2-3 года вперед, а, может быть, и на больший срок. Таким образом, удастся выработать среднесрочную концепцию поэтапного сокращения пусков "Протонов". И мы, и российская сторона хотим видеть полную картину и выстроить соответствующий график пусков.

Кроме того, мы пришли к общему мнению, что отныне важные заявления о деятельности межправкомиссии по "Байконуру" мы будем делать совместно. Такая договоренность есть у нас с Игорем Ивановичем Шуваловым.

- Как вы относитесь к идее присоединения к Таможенному союзу Киргизии, Таджикистана и Украины? Есть ли, на ваш взгляд, шанс, что последняя станет полноправным членом союза или разговоры об этом, которые больше походят на торг между Украиной и Россией, будут вестись еще долго?

- Я выскажу свое личное мнение. Мне кажется, что Россия, Казахстан и Белоруссия быстрее договорятся о полноценном функционировании Евразийского экономического союза, чем какая-либо другая страна вступит в Таможенный союз. И Кыргызстан, и Таджикистан находятся только на начальном этапе переговоров. От Кыргызстана поступила официальная заявка на вступление в союз, в этом году мы ведем усиленные консультации в рамках рабочей группы ЕЭК. Таджикистан формальную заявку еще не представил.

Что касается вступления Украины... Изначально наши три страны желали ее присоединения к Таможенному союзу, Украина даже принимала участие в переговорах на самом начальном этапе формирования нашего интеграционного объединения. Что происходит сегодня, мне сложно говорить. Есть определенные взаимоотношения "Таможенный союз – Украина", но нет каких-либо ясных заявлений о желании полноценного присоединения к объединению. Процесс тормозится и политизацией этой темы на Украине. На мой взгляд, возможное вступление Украины в Таможенный союз – это вопрос не ближайшего будущего.

В целом, к идее присоединения к Таможенному союзу третьих стран Казахстан относится положительно. При этом мы исходим из однозначной позиции президентов Казахстана, России и Белоруссии, высказанной на встрече в рамках СНГ: присоединение к объединению на специальных условиях не возможно.

- По предварительным оценкам правительства, проведение международной выставки EXPO-2017 в Астане обойдется Казахстану в $1,5 млрд. Насколько вероятно, что эта и так не малая сумма увеличится, какая часть вложений ляжет на бюджет и сколько средств планируется привлечь от инвесторов?

- Сразу скажу, что речь не идет о каких-то сумасшедших вложениях. Я даже слышал такую абсурдную версию, что единый пенсионный фонд создается для того, чтобы финансировать подготовку к EXPO... Я хотел бы официально заверить налогоплательщиков и пенсионеров: таких идей нет в принципе!

Для понимания вопроса поясню масштаб мероприятия. EXPO подразумевает проведение трехмесячной выставки летом 2017 года в Астане. EXPO-городок расположится напротив "Назарбаев университета" на площади в 120 гектаров, 25 га из которых отведены собственно под выставочные павильоны стран. Ожидается, что EXPO посетят до 5 млн человек.

И здесь надо понимать, что строительство самого EXPO-городка это не такое уж затратное дело. Тем более, бюджетные вложения в проект будут максимально сокращены за счет активного использования механизма государственно-частного партнерства или привлечения спонсоров.

Другое дело, что приглашать в гости 2 млн посетителей, прежде всего гостей из зарубежных стран и не подготовиться должным образом к их приему – было бы не разумно. Астана должна выглядеть достойно, быть узнаваемой, запоминающейся. Для этого надо провести ребрендинг города как столицы мирового уровня, а также решить комплекс насущных проблем в инфраструктурной, транспортной и энергетической сферах. Речь идет о модернизации столичного аэропорта, строительстве линий легкорельсового транспорта, нового вокзала и так далее. Затраты на данные мероприятия хотя косвенно и связаны с проведением EXPO, но являются скорее вопросом нашего внутреннего развития.

Поэтому я могу заверить вас, что средства налогоплательщиков в рамках подготовки к EXPO будут расходоваться очень рачительно и прозрачно, значительную часть необходимых расходов мы привлечем от инвесторов и спонсоров.

Если говорить о конкретных цифрах, то пока сумма оценки затрат остается прежней - $1,5 млрд. И она не изменится как минимум до октября, когда Международное бюро выставок должно утвердить регистрационное досье Казахстана.

Могу также сказать, что мы планируем объявить международный конкурс среди архитекторов и дизайнеров на выбор символа EXPO-2017 в Астане, мастер-плана EXPO-городка. Мы рассчитываем привлечь 30 архитекторов с мировым именем, которые в конце марта приедут в Астану для проведения "мозгового штурма". Задумок относительно будущего облика EXPO-городка очень много, необходимо выбрать самую удачную идею и реализовать ее. Итоги конкурса мы подведем к середине лета.

- Какие имиджевые дивиденды сулит Казахстану проведение этой выставки?

- Победа Астаны в конкурсе на право проведения EXPO – это признание того факта, что Казахстан способен проводить такого уровня мировые мероприятия. Иначе бы нам просто его не позволили провести. Это и оценка уровня сегодняшних преобразований и реформ в нашей стране.

В конечном итоге EXPO работает на узнавание Казахстана в мире, на позитивный имидж республики. Зачем нужна узнаваемость? Для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, обеспечивающих высокий - 8-10% - рост ВВП страны. Достаточно вспомнить, что в Казахстан уже вложено $150 млрд. Мы рассчитываем на прямые иностранные инвестиции и в дальнейшем нашем развитии.

В этом контексте не случайно выбрана и тема выставки - "Энергия будущего". Казахстан, как крупнейший в регионе поставщик энергоресурсов, демонстрирует свою ответственную политику в экологической сфере, энергосбережении и в целом в устойчивом развитии мировой экономики. Казахстан таким образом заявляет о себе как о приверженце принципов "зеленого роста", "зеленой экономики", суть которой состоит в идее постепенного наращивания генерирующих мощностей возобновляемых источников энергии.

Казахстан выступил с инициативой собрать международный форум "зеленых" технологий, который бы послужил, с одной стороны, делу решения данной проблемы в мировом масштабе, а с другой - придал серьезный импульс для перехода экономики нашей страны на "зеленый" путь. А это современные производства, новые рабочие места, энергосбережение, улучшение экологии в целом. То есть – движение страны в правильном направлении.