Вузы ответят за безработных
Минобрнауки учтет число безработных выпускников в качестве основного критерия оценки эффективности вузов в этом году. Представители высшей школы вновь недовольны
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Минобрнауки проведет мониторинг эффективности вузов в этом году по новым критериям, сообщает "Коммерсант" во вторник.
Как уточнил замглавы Минобрнауки Александр Климов, учебные заведения с образовательной спецификой (например, театральные вузы) получат дополнительные критерии оценки.
"Так, министерство культуры уже предложило два таких показателя. Во-первых, оценивать, как абитуриенты сдали творческие экзамены. Во-вторых, смотреть, насколько хорошо вузы участвуют в творческих мероприятиях, концертах и спектаклях", - цитирует Климова издание.
Кроме того, добавил он, Минобрнауки планирует оценивать взаимоотношения системы образования и рынка труда – речь идет о количестве выпускников вуза, вынужденных после получения аттестата встать на биржу труда. Этот критерий, по замыслу ведомства, должен стать единым для всех вузов.
Климов отметил, что сейчас примерно 6% молодых специалистов сразу после окончания вуза встают на учет в качестве безработных.
"Получается, что образование, которое они получили, не дает возможности найти работу даже не по специальности. Есть специальности, которые показывают высокий уровень таких безработных. Рекордсменами являются юристы и экономисты", - заявил чиновник.
Климов также сообщил изданию, что Минобрнауки уже договорилось о совместной работе с Российским союзом промышленников и предпринимателей, "чтобы развивать этот критерий дальше".
Напомним, в октябре прошлого года Минобрнауки провело мониторинг эффективности вузов, в котором приняли участие всего 541 государственный вуз и 994 филиала. По итогам оценки на сайте ведомства был вывешен "черный список" учебных заведений, причем в него попали, в том числе, по выражению министра образования Дмитрий Ливанова, "прекрасные" вузы, например МАРХИ. В Москве было обнаружено всего около двух десятков неэффективных вузов, а в России – больше сотни.
Тогда оценка эффективности проводилась по пяти основным критериям, призванным показать уровень образовательной и научной работы. Прежде всего, учитывался средний балл ЕГЭ студентов, принятых на первый курс. Также во внимание был принят объем научно-исследовательских работ, количество иностранных студентов, уровень дохода вузов и площадь помещения на одного студента.
Принципы оценки вызвали критику со стороны ректоров: они заявили, что Минобранауки фактически оценило работу школ, взяв за основной критерий – результаты ЕГЭ, и совершенно не учло специфику учебных заведений.
Что касается новаций, предложенных ведомством в этом году, то их участники образовательного процесса снова восприняли без энтузиазма. Сама идея смотреть на карьеру выпускников кажется хорошей, но критерии Минобрнауки слишком просты, считают представители высшей школы. Кроме того, было бы неверным ориентироваться на худших выпускников.
"Коммерсант" приводит слова генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, которая считает, что система оценок должна быть динамической и смотреть на "развитие достижений человека". В частности, можно использовать данные Федеральной налоговой службы, считает Каширина.
"Мы можем соотнести налог на доходы физического лица с доходами компании, где он работает,– заявила эксперт.– И тогда мы узнаем, какой вклад он внес в развитие компании или в госсектор. Это покажет динамику прироста", - цитирует издание.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов для оценки эффективности работы вуза предлагает рассчитывать и публиковать данные средних доходов выпускников вузов
"Нам надо понять, насколько эффективно работает вуз. Мы должны, и во многих странах это делается, измерять доходы выпускников за последние пять лет", - сказал он. Ректор пояснил, что для того, чтобы не было противоречия с вопросом охраны персональных данных, можно через ИНН в ФНС или Пенсионном фонде получить оценку того, сколько в среднем зарабатывает выпускник того или иного вуза за первые пять лет после его окончания.