Африканская ведьма

Фильм "Ведьма войны" показывает жизнь бедной африканской страны, в которой есть и повстанцы, ведущие борьбу с правительственными войсками ценой жизней мирных жителей, и разрушенные деревни, но там же есть и место для людей, которые находят в себе силы для того, чтобы ценить жизни других

Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU – Группа повстанцев в неназванной африканской стране приходит в деревню, где убивает местных жителей и похищает детей, чтобы сделать их своими бойцами. Двенадцатилетнюю девочку Комону заставляют застрелить собственных родителей и вследствие этой драмы она начинает видеть призраков. Посчитав это хорошим знаком, главарь повстанцев, Большой Тигр, делает ее своей ведьмой, думая, что призраки помогают девочке чувствовать приближающуюся опасность. Получив привилегии и став полноценным бойцом армии Большого Тигра, Комона все же с радостью соглашается на предложение 15-летнего шамана сбежать и начать новую жизнь. Они женятся и действительно становятся счастливы в мирной деревушке, где живет дядя шамана. Но их идиллии не суждено продлится долго.

Фильм "Ведьма войны" молодого канадского режиссера Кима Нгуена был впервые показан в конкурсной программе прошлогоднего Берлинского кинофестиваля, где он получил два приза, в том числе и "Серебряный медведь" за лучшее исполнение женской роли. Молодая актриса Рашель Мванза покорила сердца не только жюри Берлинале - в прошлом году она получила ряд наград на кинофестивалях по всему миру. Ее игра действительно достойна всяческих похвал, но не последнюю роль сыграл и контекст, который дал возможность раскрыться ее таланту.

Фильм Нгуена описывает прежде всего внутренний мир героини, на протяжении всей картины мы слышим внутренний монолог Комоны, обращенный к еще не родившемуся ребенку, которого она носит.

Режиссер не особенно вдается в детали, он лишь делает набросок того, как живут сегодня в Африке. Но обвинить его в обобщении невозможно, потому что в том, что происходит сегодня на этом континенте есть и наша вина - мало, кто из обывателей интересуется, почему в 21-м веке там все еще есть голод, отсутствие школ, бедность и междоусобные войны. Ким Нгуен приводит лишь один пример из множества, но безусловно имеет своей целью повлиять на общественной мнение и этим попытаться изменить существующее положение дел. Именно поэтому мы и видим историю маленькой девочки, которая уже в 12 лет знает, как нажимать на курок автомата Калашникова. Многим это может показаться спекулятивным режиссерским приемом, но это не так.

В "Ведьме войны" не идет речь о манипулировании чувствами зрителя, здесь нет и примерных признаков аттракциона или излишнего драматизма. Даже насилие, которое в другом случае стало бы дополнительным визуальным элементом, у Нгуена по большому счету оказывается за кадром. Другими словами, этот фильм можно, и, возможно, даже нужно, смотреть детям. Потому что, очевидно, что взослые до сих пор не знают, как быть с тем, что называется жизнь. А, следовательно, и детям их нужно слушать, как можно меньше.

Обозреватель Артем Ушан

Новости