ЦДХ, история о ценности советского модерна?

Несмотря на разговоры о сносе ЦДХ, монументальное серое здание в ближайшее время никто сносить не собирается. Эксперты же настаивают на его архитектурной ценности

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 августа. INTERFAX.RU – История вокруг Центрального дома художников (ЦДХ) наделала много шума еще в марте этого года. Тогда глава девелоперской компании "Интеко" и жена московского мэра Елена Батурина предложила на месте выставочных залов построить многофункциональный комплекс в виде огромного порезанного на дольки апельсина. В новое здание планировалось перевести находящиеся сейчас в ЦДХ филиал Государственной Третьяковской галереи и Международную конфедерацию союзов художников. Однако собственники территории возмутились, что их судьбу решают без их участия, и заявили, что не допустят сноса Центрального дома художников.

Теперь же история получила продолжение. На прошлой неделе столичные чиновники заговорили о том, что здание ЦДХ, построенное в 70-е гг. прошлого века, устарело и больше не соответствует требованиям современности. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, который, по его собственным словам, участвовал в строительстве ЦДХ, назвал его "не самым лучшим зданием в Москве".

Глава стройкомплекса также сообщил, что власти собираются соорудить рядом с ним другое здание для художников, после открытия которого будет принято решение о сносе существующей постройки. Кроме того, в городской администрации "Интерфаксу" рассказали, что новые помещения для своих коллекций получит и Государственная Третьяковская галерея.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин ранее сообщил, что на месте нынешнего здания ЦДХ на Крымском валу также будет возведено новое сооружение. Будет ли это гигантский стеклянный "апельсин", пока неизвестно, поскольку компания "Интеко" еще не представила свой проект на рассмотрение Москомархитектуры. "Работа только начинается. Наша главная задача сейчас – выявить потенциал территории и допустить строительство такого здания, которое не испортит город", - заявил Кузьмин, и ему хочется верить.

Тем временем окружные и районные чиновники заявляют, что пока речи ни о каких проектах и строительстве быть не может. Как рассказал interfax.ru главный архитектор района Якиманка Андрей Набоко, решения о перестройке площадей ЦДХ никто не принимал, никаких документов не существует, никаких конкурсов не проводится. "Что касается проекта "Апельсин", то, когда его показали на выставке MIPIM в Каннах, то собственники здания ЦДХ были вообще не посвящены в курс дела", - отмечает Набоко.

Слова архитектора о том, что окончательного решения о судьбе ЦДХ не принято, подтвердил и префект Центрального административного округа Москвы Сергей Байдаков. Он, тем не менее, отметил, что подобный вопрос сейчас прорабатывается специальной межведомственной комиссией по поручению правительства России.

Здание ЦДХ начали проектировать еще в конце 50-х годов. Оно стало одним из советских долгостроев и было окончено только в середине 70-х. Сооружение на берегу Москвы-реки представляет собой масштабный парковый павильон и является, по задумке, продолжением Нескучного сада и Парка культуры имени Горького.

По мнению специалистов, здание имеет ряд недочетов с точки зрения функциональности. Семь лет назад его планировали перестроить, и даже проводился городской конкурс на лучший проект. Однако дело дальше не пошло. Член Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко рассказал interfax.ru, что в художественном обиходе ЦДХ всегда называли "сараем". Здание построено в минималистском стиле, имеет простую форму и серый цвет.

Однако, эксперт отмечает, что несмотря на это, Центральный дом художника, безусловно, является памятником советской архитектуры 70-х гг., как, например, и здание Института онкологии на Каширском шоссе. Кроме того, один из авторов проекта – Николай Сукоян – до сих пор жив, и сейчас говорить о сносе его творения просто неэтично. "Когда много лет назад в воздухе витала идея реконструкции этого выставочного зала, Сукоян говорил, что этого делать ни в коем случае нельзя, ведь это "наш Парфенон", - вспоминает Клименко.

Эксперт признает, что территория ЦДХ, конечно, нуждается в реабилитации, реконструкции и преображении, но перед этим утверждаемый проект должен пройти ряд процедур, в том числе экспертизу общественного совета. "Такие вопросы должны решать профессионалы", - отмечает Клименко.

Директор ЦДХ Василий Бычков в беседе с interfax.ru отметил, что "полагает, что здание ЦДХ – это великий памятник позднего советского модерна, один из последних в своем роде, значительных и адекватных градостроительному облику города". Он считает, что его правильно было бы сохранить.

Бычков считает, что им очень удобно пользоваться, проводить в нем выставки, но здание нуждается в расширении территории, так как ощущается явная нехватка помещений. Тем не менее, по его мнению, снос здания – это не самый лучший способ решить проблему, вместо него "нужна реконструкция с уважением к существующей архитектуре, необходим открытый международный конкурс, в котором определился бы проект реконструкции".

Новости