ХроникаСмена власти в Сирии

Операторы видят риски в отмене роуминга

Депутаты Госдумы намерены скорректировать внесенный осенью прошлого года законопроект об отмене внутрисетевого роуминга: он будет изменен по схеме, предложенной министерством связи и массовых коммуникаций

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Законопроект в новой редакции будет перевнесен в ближайшее время, сообщил журналистам один из авторов документа, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов по итогам расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи в четверг.

Начальная версия законопроекта предусматривала введение сотовыми операторами единых тарифов на всей территории РФ. Теперь схема будет изменена. Абоненты, выезжающие за пределы "домашнего" региона, будут звонить внутри "гостевого" региона по местным тарифам, но для звонков за его пределы сохранится междугородняя оплата. При этом оплачивать междугороднюю составляющую будет абонент, принимающий вызов.

Таким образом, Минкомсвязи рассчитывает избавить абонента от "налога на перемещение", так как сейчас он даже при звонках внутри гостевого региона вынужден платить по повышенным расценкам.

"Убежден, что соответствующие поправки в законодательство будут внесены уже в 2013 году", - заявлял недавно глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

Между тем, как показала дискуссия в Госдуме, простым изменением системы тарификации звонков ограничиться вряд ли удастся: предстоит поиск нового баланса между различными сегментами рынка, а также, возможно, коррекция схемы пропуска трафика и изменение подходов к госрегулированию межоператорских тарифов.

Заведомо проигрышными сейчас выглядят позиции региональных операторов, которые, в отличие от "большой тройки", не могут обслуживать своих абонентов на всей территории РФ.

"Большая тройка" боится потерять доходы

Операторы "большой тройки", резко выступавшие против законопроекта Я.Нилова в его первоначальной версии (впервые внесен в Госдуму в октябре 2010 года, получил отрицательный отзыв правительства и повторно внесен в октябре 2011 года), настороженно относятся и к новой схеме, предложенной Минкомсвязи. По их мнению, ее принятие приведет к потере доходов.

Ликвидация внутрисетевого роуминга означает выпадающие доходы в размере около 5 млрд рублей на каждого оператора "большой тройки". Такую оценку привел вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) Руслан Ибрагимов. Не исключено, что для компенсации выпадающих доходов операторы могут повысить тарифы для всех абонентов - примерно на 6-10 копеек в среднем, полагает он.

Кроме того, необходимо оценить экономические последствия отмены внутрисетевого роуминга, отметил Ибрагимов. Госбюджет в этом случае недосчитается 4,5 млрд рублей налогов в год (от трех операторов в сумме), а фонд универсального обслуживания - 120 млн рублей ежегодных взносов (объем фонда - около 15 млрд рублей - ИФ), прогнозирует он.

"Большая тройка" предлагает отложить отмену роуминга до изменения правил присоединения сетей и пропуска трафика, отмечая, что оно само по себе позволит решить задачу снижения тарифов для абонентов. "Рассмотрение вопроса об изменении расчетов с абонентами при использовании ими услуг связи из других регионов невозможно без пересмотра порядка пропуска трафика", - заявил Ибрагимов.

Необходимо ликвидировать зоновый уровень пропуска трафика, как технологически неоправданный, заявила директор по правовым вопросам и GR "Мегафона" Анна Серебряникова.

С 2005 года в России действует трехуровневая иерархия связи (определена приказом Мининформсвязи N98), разделяющая инфраструктуру на сети местного, зонового и междугородного/международного уровня. Крупнейшие сотовые операторы построили собственные зоновые и междугородные сети, однако продолжают пропускать трафик через сети других операторов на территориях, где для этого недостаточно собственной инфраструктуры.

Приказы N97 и N98 обязывают операторов для пропуска мобильных вызовов строить или арендовать зоновые сети и отдельные междугородные узлы связи. Таким образом, операторы несут дополнительные расходы - капзатраты на строительство сетей и операционные затраты на их содержание, пояснили "Интерфаксу" в МТС.

Ибрагимов назвал эти приказы "архаикой", выгодной ОАО "Ростелеком", как обладателю самой мощной и протяженной зоновой и междугородной инфраструктуры в России. "Нам не очень понятно, в чем смысл протекционистской политики в отношении фиксированных операторов. Рынок должен жить по одним и тем же законам", - отметила Серебряникова.

Минкомсвязи позицию крупных операторов не разделяет. К настоящему времени все операторы "большой тройки" построили собственные зоновые сети, и трафик в основном проходит по ним, что избавляет от необходимости платить другим зоновым операторам, отметила в беседе с "Интерфаксом" представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая. Поэтому внесение изменений в 98-й приказ по этому вопросу фактически не требуется, уверена она.

Замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов на заседании в Госдуме напомнил операторам, что регулятор недавно уже внес изменения в приказ N97. Была упрощена схема организации сетей, разрешено строительство распределенных узлов связи, располагающихся на территории различных субъектов РФ.

Ведется также работа над изменением приказа N98, сообщил Свердлов.

Замглавы Роскомнадзора Олег Иванов в беседе с журналистами отметил, что к вопросу об упрощении иерархии сетей нужно подходить с учетом требований по целостности и устойчивости системы связи. Рассматривать его только с точки зрения межоператорских тарифов нельзя, отметил Иванов.

Кроме того, операторы "тройки" считают необходимым принятие требований недискриминационного доступа к инфраструктуре связи, принадлежащей монополистам (помещения, канализация и т.д.). Речь идет не только о "Ростелекоме", но и объектах недвижимости, мостах, дорогах и т.д., пояснила А.Серебряникова.

Принятие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре предусмотрено "дорожной картой" правительства в июне 2013 года, напомнил Свердлов.

Региональные операторы в проигрыше

Региональные операторы находятся в более сложной, чем "большая тройка", ситуации - они зачастую арендуют зоновую инфраструктуру и не имеют собственных междугородных сетей. Кроме того, региональные операторы при поездках их абонентов на территорию, где они не работают, платят за роуминговое обслуживание другим игрокам.

Как отметил представитель Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Василий Левчик, законопроект не учитывает интересы региональных игроков, которые обслуживают в общей сложности 40 млн абонентов. "Региональным операторам, не работающим в Москве, придется либо нести прямые убытки, компенсируя затраты своих абонентов, приехавших в столицу и подключившихся к сети другого оператора, либо тарифицировать звонки через сети "большой тройки" не ниже себестоимости, перекладывая затраты на плечи абонентов", - сообщил "Интерфаксу" представитель Tele2 Константин Прокшин. "В обоих случаях речь идет о возможном ухудшении условий конкуренции", - добавил он.

Отмена роуминга может повлечь за собой увеличение базовых тарифов для всех абонентов региональных операторов, уверен Прокшин. Снижение цен на роуминг или его полная отмена возможны вследствие развития рынка и усиления конкуренции, поскольку цены на роуминг подчиняются тем же рыночным механизмам, что и базовые тарифы, отметил он.

Для того, чтобы защитить региональных операторов, АРОС предлагает ввести госрегулирование межоператорских тарифов хотя бы при обслуживании роуминговых абонентов, сообщил журналистам Левчик. По его словам, соответствующие предложения АРОС направит на этой неделе в Минкомсвязи в рамках подготовке нового закона "О связи".

Свердлов отметил, что разрабатываемая министерством концепция предусматривает горизонтальный подход к рынкам, то есть их разделение на розничный (нерегулируемый"), инфраструктурный и межоператорский. Последний сегмент, возможно, будет регулироваться государством, отметил замглавы Минкомсвязи.

Новости