США: бюджетный стимул или смерть

ФРС исчерпала возможности по стимулированию экономики, ей нужна помощь Конгресса - бюджетный стимул, который увеличит спрос и снизит безработицу. Вице-председатель ведомства Джанетт Йеллен призвала не сокращать бюджетные расходы

Фото: Reuters

Нью-Йорк. 13 февраля. FINMARKET.RU - Президент США Барак Обама в своем ежегодном послании Конгрессу во вторник призвал усилить бюджетное стимулирование экономики за счет инвестиций в инфраструктуру и в создание рабочих мест. Он не одинок - за сильный бюджетный стимул уже встал выступает и нобелевский лауреат Пол Кругман, призвавший отложить на потом сокращение дефицита бюджета и госдолга и дать экономике спокойно восстановиться.

За день до речи Обамы вице-председатель ФРС Джанет Йеллен подробно объяснила, как консервативная бюджетная политика помешает экономике США расти, а также пообещала, что ФРС, пусть даже и в одиночку, сохранит мягкую бюджетную политику, чтобы экономика США смогла, наконец, восстановиться.

Речь Джанет Йеллен высоко оценили многие экономисты: влиятельный чиновник самого крупного мирового центробанка дала явный сигнал, что мягкая монетарная политика может продлиться дольше, чем ожидают рынки. Член Комитета по открытым рынкам, которая, согласно мнению некоторых экономистов, может занять пост председателя ФРС после того, как полномочия Бена Бернанке истекут в январе 2014 года, ясно и прямо заявила о необходимости активной стимулирующей политики ФРС.

"Финмаркет" приводит выдержки из выступления Йеллен.

Рынок труда стал главной жертвой кризиса

  • До сих пор ФРС - это единственный институт, целью которого является минимизация безработицы. Сейчас так много людей не могут найти себе работу, что кажется странным ставить перед собой толь амбициозные и отдаленные цели. Но именно разница между этой целью и теми условиями, с которыми сталкиваются работники сегодня, и объясняет, насколько важны цели ФРС. Именно поэтому мы и принимаем решительные меры для повышения темпов роста экономики.
  • За три года после окончания рецессии средние темпы роста ВВП составили всего 2,2%. За тот же период после окончания предыдущих 10 рецессий средние темпы роста были в два раза больше - 4,6%. Причины этого понятны - это самая крупная рецессия за послевоенный период, ей предшествовал разрыв беспрецедентно большого пузыря на рынке недвижимости.
  • Особенно существенные потери понес рынок труда. Безработица снизилась с 10% в 2009 году до 7,9%, но это все еще выше, чем за 24 года до кризиса.
  • В наибольшей степени от рецессии и дальнейшего медленного восстановления экономики пострадали самые уязвимые категории граждан, что привело к резкому росту уровня бедности.
  • Раньше на то, чтобы найти новую работу уходило 12 недель, после окончания рецессии - в среднем 20, а сейчас 16 недель. Однако миллионы американцев ищут работу год и больше. Американцы теряют навыки, страдает их психическое и физическое здоровье, разрушаются семьи. Это еще больше подрывает фундамент экономики.
  • Растет разрыв между текущей квалификацией рабочих и тем, что будет нужно рынку труда в ближайшее время. Это может стать структурной проблемой.

Восстановление после кризиса должно было быть быстрее

Ни один кризис после Второй мировой войны не был так разрушителен для рынка труда

Попутный ветер экономики США сменился бурей

Обычно восстановлению экономики способствуют несколько факторов, которые сейчас просто отсутствуют.

  • Бюджетная политика. Обычно потери в доходах населения и бизнеса частично компенсируются с помощью бюджетной политики. Но в этот раз бюджетная политика ускорила темпы роста экономики только в первый год после окончания рецессии, а затем федеральный бюджеты и бюджеты штатов начали сокращаться.
  • Конгресс и Администрация Обамы смогли избежать бюджетного обрыва. Но долгосрочного плана снижения федерального долга и дефицита бюджета до сих пор нет. С учетом того, что в марте расходы вновь должны сократиться, бюджетная политика все еще остается тормозом экономического роста США.

Бюджетная политика не помогает экономике США

  • Рынок недвижимости и строительство. Также обычно восстановлению экономики способствует рынок недвижимости. Инвестиции в недвижимость приводят к созданию рабочих мест в строительстве и смежных отраслях - обычно это увеличивает рост экономики на 0,5 п.п. в первые два года после рецессии.
  • Но в этот раз именно кризис на рынке жилья привел к рецессии, поэтому этот рынок особой роли в восстановлении экономики не играл. Сейчас получить ипотечный кредит все еще очень сложно из-за возросших требований к заемщикам - многие семьи просто не могут позволить себе купить дом, несмотря на низкие ставки по кредитам.
  • Богатство растаяло на глазах. Из-за падения цен на жилье богатство американцев исчезло. Чистое богатство домохозяйств до сих пор на 40%, или на $5 трлн, ниже, чем было в 2005 году. Американцы теперь не могут использовать свои накопления, чтобы справиться с экономическими шоками, оплатить обучение детей или начать новый бизнес. Дома многих американцев теперь стоят меньше их кредитов - они не могут ни рефинансировать свои долги, ни продать недвижимость,
  • Никто не верит в будущее экономики. Еще один фактор, помогающий восстановлению, - это вера каждого из нас, основанная на истории и личном опыте: все рецессии временные и экономика скоро придет в норму. Например, обычно даже во время рецессии ожидания домохозяйств насчет роста дохода обычно стабильны, что поддерживает расходы. Сейчас все не так - оптимизм так и не вернулся в дома американцев.

Американцы все еще не верят в восстановление экономики

  • Необычные совпадения. На этот раз кризис в США сопровождался еще и кризисом в Европе, что обрушило экспорт.

ФРС будет бороться с кризисом до последнего

  • Обычно ФРС играет главную роль в процессе восстановления экономики, снижая ставку и удерживая ее на низком уровне до начала восстановления. ФРС начала снижать ставки в 2007 году, в декабре 2008 года Комитет по открытым рынкам снизил ставку до нуля - такого в прошлые рецессии не было. Ставку больше некуда снижать - это принципиально новая для ФРС ситуация.
  • У ФРС больше нет возможностей использовать традиционные меры монетарной политики. FOMC решился применить нетрадиционные меры для смягчения политики даже при условии, что они раньше не использовались, а их издержки могли быть очень значительны.
  • Меры нестандартной политики (покупка активов и обещание поддерживать ставку на низком уровне в будущем) призваны компенсировать невозможность дальнейшего снижения ставок. Эти меры помогли увеличить совокупный спрос, но надо понимать, что они не могут быть слишком эффективны - у населения слишком много кредитов, а компании просто бояться инвестировать.
  • Для принятия правильных решений мы должны ответить на следующий вопрос - высокая безработица в США все еще циклическая или стала структурной. Если безработица все еще циклическая, то стимулирование спроса должно помочь. Пока я считаю, безработица связана с циклическим снижением спроса и, как только ситуация в экономике улучшится, рынок труда будет функционировать лучше.
  • ФРС обещала удерживать низкие ставки до тех пор, пока безработица не снизится ниже 6,5% или инфляция не окажется на 0,5 п.п. выше цели ФРС в 2%. Если экономика достигнет этих целей, то совсем необязательно, что ФРС сразу же повысит ставки. Просто ФРС точно не собирается действовать, пока одна из этих целей не будет достигнута.
  • Тем более, эти пороговые значения не отменяют долгосрочных целей ФРС. В отношение достижения максимальной занятости, многие члены Комитета по открытым рынкам уверены, что нормальный уровень безработицы составляет 5,2-6%. Этот уровень, а также инфляция в 2% соответствуют мандату ФРС. Контроль ФРС над экономикой не идеален, и реальные показатели могут отклоняться от этих целей, поэтому они также не могут служить не "потолком", ни "полом" при определение политики ФРС.

Джаред Бернстайн, экономический советник вице-президента США Джо Байндена: Пора начать битву с безработицей

Эта речь хороша в том смысле, что она наполнена здравым смыслом, который редко встретишь сейчас. Те проблемы, которые мешают восстановлению и которые упомянула Йеллен, до сих пор актуальны, особенно если нас настигнет секвестр. Я боюсь, что прогноз CBO о том, что безработица застрянет на уровне 8% в этом году, окажется правильным.

  • Рынок недвижимости. Пузырь не только привел к потерям триллионов долларов в виде богатства. Финансовые потери банков и плохие балансы приводят к тому, что экономика в меньшей степени реагирует на снижение ставок. Я всегда говорил, что если уж вы собираетесь надуть пузырь, не стоит это делать на рынке недвижимости.
  • Государственные расходы. Мы отбились от кризиса - вторая Великая депрессия не случилась, но дальше мы просто прекратили сопротивляться. Именно в этой области мы сейчас находится в наибольшей опасности с надвигающимся секвестром и искаженной политикой бюджетной экономии. За пределами ФРС и, возможно, президента это мало кто понимает.
  • Но есть целый мешок других вещей, которые плохо влияют на экономику - Европа, неуверенность домохозяйств в том, что все налаживается, которая как раз тормозит то, что все становится лучше.

После внимательного прочтения речи, у меня есть две мысли. Во-первых, забавно, что единственные высокопоставленные чиновники, которые с такой ясностью и страстью говорят о том, как плохо сейчас домохозяйствам, - никем не избираемые технократы из ФРС. Во-вторых, я надеюсь, что правительство также возьмет аргументы Йеллен на заметку. Нам нужно участвовать в этой битве, и кто-то еще должен начать говорить об этом.

ZeroHedge: Безработица давно стала структурной

ФРС следует лучше следить за новостями. Если бы они обратили бы внимание на то, что Министерство труда само пару дней назад заявило, что удельные трудовые издержки в четвертом квартале выросли на впечатляющие 4,5%, все эти крики о "экономическом спаде" сразу бы смолкли. Ведь это означает, что спад был куда меньше, чем все предполагали, А при уровне безработицы в 7%, этого спада вообще нет.

Это также подтверждает, что проблемы на рынке труда уже стали структурными. И это просто ужасающая новость для США, потому что старая цель ФРС по уровню безработицы в 5% никогда не будет достигнута. В результате ФРС продолжит бесконечно монетизировать казначейские и ипотечные бумаги на $85 млрд ежемесячно, но это не будет приводить к росту занятости, ведь структурный барьер уже был достигнут. Вся избыточная ликвидность будет превращаться в инфляцию.

Томас Пейли, экономист, глава проекта Economics for Democratic & Open Societies: Республиканцам пора согласится простимулировать экономику

Эти заявления показывают, что ФРС сосредоточен на важнейшей задаче - создать рабочие места, покончить с массовой безработицей и восстановить здоровый экономический рост. У ФРС есть так называемый двойной мандат - обеспечение стабильности цен при максимальной занятости. Закон об этом был принят Конгрессом и подписан 30 лет назад. Но раньше ФРС мало беспокоиласт об обязательстве поддерживать максимальную занятость.

Почему экономический рост стал в этот раз слабее ожиданий? Согласно Йеллен, экономику тормозит отсутствие обычных стимулов и необычные проблемы.

Урок ясен. В прошлом Конгресс действовал и в достаточной степени стимулировал экономику, чтобы помочь экономике выбраться из рецессии, а это должно было помочь покрыть бюджетный дефицит, вызванный рецессией. Но не на этот раз. Республиканцы в Конгрессе постоянно блокируют столь необходимые стимулы и еще больше усугубляют раны, требуя экономии бюджета. Раньше это заставляло экономику двигаться вперед, а теперь тормозит ее.

Доказательства ясны. Используя бюджетную политику, чтобы оживить экономику и создавать рабочие места, республиканцы поддерживали политику президентов Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Сегодня нам нужно, чтобы правительство инвестировало в страну и создавало рабочие места, а не секвестр бюджета, который затормозит экономику и уничтожит рабочие места.

Новости