Венесуэльская дружба: приходите завтра
Нервозная неопределенность вокруг будущего Венесуэлы, порожденная проблемами со здоровьем ее вновь избранного президента Уго Чавеса, подталкивает иностранных инвесторов активнее занимать места на рынке этой латиноамериканской страны
Каракас. 1 февраля. INTERFAX.RU - В Каракас стекаются делегации из самых разных стран и континентов. Цели у всех примерно одинаковы - провести рекогносцировку политической местности, заручиться поддержкой текущего руководства страны и застолбить как можно больше новых бизнес-проектов. Россия не отстает: в Венесуэле побывала делегация во главе президентом самой большой нефтяной компании России Игорем Сечиным, который курировал экономические связи с латиноамериканской страной еще будучи вице-премьером.
Миссия: сохраним и преумножим
Задачей визита Сечина было не столько набрать контракты в нефтегазовой сфере, сколько бесповоротно и юридически обоснованно оставить за Россией в целом, и "Роснефтью" в частности проекты, по которым уже подписаны соглашения. Повод для волнения был.
После приобретения активов ВР в Венесуэле у российской ТНК-ВР образовался самый большой из всех зарубежных иностранных компаний портфель проектов в этой стране. Ей принадлежат доли в 4 активах - ООО "Национальный нефтяной консорциум" (ННК), который вместе с венесуэльской PDVSA в рамках СП PetroMiranda ведет доразведку и начинает добычу тяжелой нефти на блоке Хунин-6, и три СП с PDVSA - PetroPerija, Boqueron и PetroMonagas. Последний проект вообще относится к категории спорных: изначально его разработкой занималась американская ExxonMobil, но с приходом к власти Чавеса ее вынудили уйти из страны. ExxonMobil подала в суд на Венесуэлу за потерю своего участия в этом проекте. Межу тем, ТНК-ВР не только выкупила 16,7% долю у ВР, но и заявила, что претендует на долю американской компании в PetroMonagas. В конце прошлого года "Роснефть" объявила о покупке самой ТНК-ВР, включая все ее зарубежные проекты.
Кроме того, в январе этого года "Роснефть" увеличила свое участие в "Национальном нефтяном консорциуме" до 40%, выкупив долю "Сургутнефтегаза", и стала оператором проекта разработки венесуэльского блока "Хунин-6". Как известно, смена акционеров в иностранных проектах требует согласования с местными властями. Так что И.Сечину, в первую очередь, было необходимо заручиться поддержкой вице-президента Венесуэлы Николаса Мадуро и министра нефти Рафаэля Рамиреса по этому вопросу.
Венесуэльская Manana
Венесуэльская неторопливость в деловых, а уж тем более в бюрократических вопросах - притча во языцех. К сожалению, "Роснефть" об этом знает не понаслышке. Еще в августе прошлого года Сечин договорился об участии "Роснефти" в еще одном крупном венесуэльском проекте Карабобо-2. Но договор о создании совместного предприятия с PDVSA по этому блоку до сих пор не передан профильным министерством для утверждения в Национальную Ассамблею Венесуэлы. А ведь после утверждения Ассамблеей договор еще должен пройти процедуру одобрения президента страны.
Согласования антимонопольных и профильных ведомств Венесуэлы о переуступке прав на участие в венесуэльских проектах от ТНК-ВР к "Роснефти" также должны были завершиться до Нового года. Но, несмотря на все старания и приготовления российской стороны, руководство Венесуэлы готовых к подписанию документов не представила.
Министр нефти Венесуэлы Рамирес, правда, призвал российскую делегацию не расстраиваться и заверил, что вот-вот, не сегодня так завтра все будет готово. "Роснефть" может рассчитывать на нашу политическую поддержку. После подготовки всех документов министерство даст разрешение на передачу активов ТНК-ВР "Роснефти", - сказал он.
Несгибаемое упорство
Впрочем, знаменитая венесуэльская manana упорства России не охладила. Сечин в ходе визита неоднократно подчеркивал, что Россия полностью довольна реализацией совместных проектов. "Нас устраивает уровень рентабельности, он является приемлемым и обеспечивает возврат на вложенный капитал", - говорил он после встречи с Рамиресом и Мадуро. Сечин заверил, что "Роснефть", несмотря ни на что, инвестирует в развитие венесуэльских проектов $10 млрд и доведет свою добычу в этой стране до 15 млн тонн нефти. В целом же российские компании смогут обеспечить до 50 млн тонн добычи нефти на территории Венесуэлы.
Сечин подписал и несколько новых соглашений. Среди них документы о проведении разведки и разработки блоков Rio Caribe и Mejillones, а также геологической оценки участков Blanquilla и Tortuga. Все участки находятся на шельфе Венесуэлы, и, по оценке специалистов, предполагают ресурсы газа. "Роснефть" не остановили даже неудачи "Газпрома" на шельфе Венесуэлы при разработке газовых участков Урумако-1 и Урумако-2.
Одновременно глава российской делегации пообещал Венесуэле и инвестиции других российских компаний. Вместе с ним в Каракас приехали руководители "Ростехнологий", "Зарубежнефти", "Интер РАО ЕЭС", "РусГидро", "Уралмаша", "КАМАЗа". Правда, до последнего момента было непонятно, кто и какие проекты будет реализовывать, какие документы будет подписывать. Так, "КАМАЗ" готовил к подписанию соглашение на поставку 1 тыс. машин для нужд нефтегазового комплекса, что для Венесуэлы более чем достаточно, но по итогам второго дня было заявлено, что их должно быть в 3 раза больше.
В итоге, венесуэльская и российская сторона срочным порядком подписали соглашения об участии "Зарубежнефти" в проектах повышения нефтеотдачи на старых венесуэльских месторождениях и о создании "Уралмашем" сборочного производства нефтегазового оборудования на территории Венесуэлы.
Все дальнейшие переговоры по нефтегазовым проектам было решено перенести на март, когда состоится российско-венесуэльская межправкомиссия. И судя по настроениям, Россия сделает все, что продолжить свою поступь по венесуэльской земле. Впрочем, конкуренция будет непростой: сразу за российской делегацией в Венесуэлу прибыла китайская.