Dreamliner: о проблемах было известно

Японский авиаперевозчик ANA, владеющий 17 из 50 существующих Boeing-787, еще в прошлом году заменил аккумуляторы на 10 лайнерах из-за технических неисправностей. Отчитываться об этом авиакомпания необходимости не увидела

Фото: Reuters

Москва. 30 января. INTERFAX.RU – Авиакомпания All Nippon Airways (ANA), владеющая самым большим парком самолетов Boeing 787 Dreamliner, инциденты с которыми в январе текущего года привели к приостановке почти 500 авиарейсов по всему миру, заявила в среду, что еще в прошлом году знала о неисправности аккумуляторов Боинга.

Как заявила CNN со ссылкой на пресс-секретаря ANA Мегуми Тэзуку, c мая по декабрь минувшего года на 10 лайнерах компании аккумуляторы были заменены в связи с проблемами, выявленными во время технического обслуживания. Тэзука добавила, что авиакомпании не обязаны отчитываться о подобного рода неисправностях.

При этом Boeing продолжает настаивать, что его самолет абсолютно безопасен. Компания заявляет, что производство лайнеров продолжится в обычном режиме. Ранее компания заявляла, что намерена активизировать выпуск Dreamliner до 10 штук в месяц в 2013 году, поскольку имеет 800 невыполненных заказов на эти самолеты.

Специалисты Японии и США продолжают выяснять причины, которые привели к целой серии происшествий на борту нескольких самолетов Dreamliner с начала января. В среду авиационные власти США приступили к структурному и химическому анализу литий-ионных аккумуляторов Boeing-787 Dreamliner, намереваясь определить, могли ли внутренние дефекты батарей стать причиной возникновения возгорания на самолетах авиакомпании Japan Airlines Co., произошедших в январе текущего года и ставших причиной отмены почти 500 рейсов авиакомпаний по всему миру.

Как сообщила в среду газета The Wall Street Journal, национальное управление безопасности перевозок США (NTSB) сообщило, что проводит консультации с экспертами по электронике военно-морского флота страны. Рабочая группа изучает аналогичный, но не поврежденный аккумулятор Dreamliner, ставший причиной инцидента в Бостоне, в котором не было обнаружено каких-либо очевидных недостатков. Эксперты, помимо прочего, ищут следы повреждений, нанесенных в ходе эксплуатации, и дефекты производства, которые могли привести к каким-либо проблемам, говорится в сообщении NTSB. В частности, планируются эксперименты с системой зарядки аккумуляторных батарей и другим электрооборудованием, изучается внутренняя структура аккумуляторов, чтобы обнаружить возможный брак или их конструктивные недоработки.

Ранее специалисты опровергли самое простое объяснение одной из проблем - возгорания на борту самолета, заключавшееся в том, что напряжение в литий-ионных аккумуляторах превысило заданные конструкторами параметры, не нашло подтверждения. Ранее в четверг на минувшей неделе глава Совета по безопасности на транспорте Японии Норихиро Гото заявил, что избыточная нагрузка не могла быть причиной задымления батарей самолета Boeing-787 Dreamliner авиакомпании All Nippon Airways.

К аналогичным выводам пришли и регуляторы США. Таким образом, как пишет The Wall Street Journal, расследование зашло в тупик, и в среду вечером министр транспорта США Рэй Лахуд вновь подтвердил, что власти пока не готовы допустить Dreamliner к полетам. По словам американского министра, расследование "осуществляется со всей возможной скоростью". "Мы должны быть уверены в том, что проблемы исправлены, прежде чем двигаться дальше", - добавил он.

В данный момент власти США и представители Boeing Co. в числе прочего выясняют, могли ли бракованные аккумуляторы из одной и той же партии стать причиной неполадок на двух Boeing-787 Dreamliner. Если этот факт подтвердится, то недостатки могут быть ограниченны только небольшим числом Boeing-787, а опасения в отношении системных проблем в проекте или при производстве самолета могут быть развеяны, что приведет к быстрому возобновлению полетов. Источники, знакомые с ситуацией, подчеркивают, что информация об этом расследовании является предварительной, и что рабочая группа не отвергает других версий.

Как сообщалось, в 16 января текущего года лайнер Boeing-787 японской авиакомпании All Nippon Airways (ANA), совершил вынужденную посадку в городе Такамацу на острове Сикоку примерно через полчаса после взлета из-за задымления в кабине пилотов. По данным первичного расследования, причиной стало возгорание аккумуляторной батареи в кабине пилотов. Аналогичный инцидент произошел неделей ранее с принадлежащим японской авиакомпании Boeing-787, который загорелся на стоянке в аэропорту американского города Бостона вскоре после высадки пассажиров. Как было установлено, причиной пожара стал взрыв аккумулятора вспомогательной энергетической установки. Эти инциденты последовали за выявленными несколькими неделями ранее у трех Dreamliner проблемами в электросистеме, а также имевшими место ранее поломками двигателей и утечкой топлива у новых машин.

17 января Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приняло решение о приостановке полетов воздушных судов этой модели. О своем запрете на эксплуатацию самолета объявили также регуляторы Японии, Индии, Польши и Чили - тех стран, авиакомпании которых располагали такими авиалайнерами. Сама компания Boeing объявила о приостановке поставок заказчикам новых лайнеров Boeing-787. Всего в эксплуатации по всему миру на момент прекращения полетов находилось около 50 таких самолетов.

Японский авиаперевозчик ANA обладает самым большим авиапарком Boeing-787 - 17 из 50 самолетов, находящихся на данный момент в эксплуатации. Общее количество рейсов Dreamliner, отмененных авиакомпаний ANA составило 459. Представители ANA заявили, что отмена рейсов затронула более 58 тыс. пассажиров. Эксперты (инвесторы и аналитики) оценивают минимальные потери Boeing в сотни миллионов долларов. Наихудший сценарий, выдвинутый аналитиком Jefferies & Co. Говардом Рубелем, предполагает, что Boeing будет вынужден списать порядка $5 млрд ожидаемой прибыли от продажи Dreamliner. Эксперт считает вероятность развития ситуации по этому сценарию равной 4%. В соответствии с основным сценарием, рассматриваемым Рубелем, потери Boeing из-за приостановки полетов Dreamliner составят $550 млн. Минимальный объем потерь компании оценивается им в $125 млн, максимальный - в $5 млрд.

Boeing-787 Dreamliner - широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250-330 пассажиров на расстояние до 16,3 тыс. км. Модель эксплуатируется с сентября 2011 г. и является единственным в мире большим коммерческим лайнером, в основном выполненным из углеродного волокна, а не из дюралюминия; доля композитных материалов в нем превышает 50%.

Новости