Экипаж "Шанса-101" рассказал о крушении

Пятнадцать членов экипажа с потерпевшего крушение краболова числятся пропавшими без вести. По словам выживших, капитан не подал сигнал "SOS", из-за чего морякам сутки пришлось провести на двух плотах в ледяной воде. Возбуждено уголовное дело

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 января. INTERFAX.RU – Рыболовецкое судно "Шанс-101" (Приморский край) потерпело крушение в акватории Японского моря недалеко от поселка Светлое. По информации ГУ МЧС по Приморскому краю его обнаружили 27 января в 15:20 по московскому времени.

В ходе спасательной операции из 30 членов экипажа были найдены живыми пятнадцать человек (одиннадцать россиян и четверо индонезийцев). Спасательный плот с десятью членами экипажа был обнаружен сухогрузом "Анатолий Торкинов".

Еще пятнадцать (восемь россиян и семь граждан Индонезии) - числятся пропавшими без вести. Поиски моряков продолжаются. Обстоятельства и причины крушения устанавливаются в рамках возбужденного уголовного дела.

Судьба моряков

Власти выясняют, как на борту российского судна оказались граждане Индонезии. Возможно, что индонезийские моряки находились там незаконно. В ходе разбирательства стало известно, что они попали на борт краболова, когда судно уже находилось за пределами 12-мильной экономической зоны России, что, по словам представителя Дальневосточного СУ на транспорте СКР Натальи Салкиной, похоже "на обман".

"Это очень похоже на уловку, обман. Ведь в порты выхода и захода владелец подает судовую роль, в которой указаны все члены экипажа. Так вот эти иностранцы в подаваемой судовой роли не значатся", - сказала она. По словам Салкиной, судовладелец все еще не доказал следствию легальность трудоустройства индонезийских моряков.

Глава международного отдела Российского профсоюза моряков Вадим Иванов полагает, что индонезийцы законным путем оказались на судне и, скорее всего, были рыбообработчиками.

Начальник службы безопасности мореплавания компании-судовладельца "Восток-1" Юрий Болдычев также сообщил журналистам, что все моряки "Шанс-101" были трудоустроены легально и регулярно проходили медкомиссию.

Десять спасенных моряков, подобранные сухогрузом "Анатолий Торкинов" и доставленные им на Сахалин, были госпитализированы в понедельник в Холмскую центральную районную больницу. Восемь из них, по словам главного врача, получили обморожения конечностей второй и третьей степеней.

Им потребуется примерно две недели лечения, но угрозы жизни нет. Еще у двоих спасенных (граждане России), госпитализированных с общим переохлаждением, состояние здоровья удовлетворительное, и в ближайшие дни они будут выписаны.

Оставшихся пятерых моряков возьмет на борт судно "Тамара", чтобы доставить в приморский порт "Пластун", сообщил заместитель начальника Дальневосточного регионального центра МЧС Виталий Сикора.

По данным спасателей, к судну "Талан" с пострадавшими направлен вертолет, так как ухудшилось здоровье капитана Владимира Павлова. На сайте Росморречфлота сообщается, что его доставят вертолетом в Хабаровск. Вылет ориентировочно запланирован на 11:00 по московскому времени.

Причины крушения

В качестве основных версий гибели судна рассматриваются две: нарушения правил морского судоходства, допущенные членами экипажа судна, и техническая неисправность судна.

Судовладелец утверждает, что на краболове "Шанс-101" было достаточное количество спасательных плотов и индивидуальных спасательных средств. А само судно было исправным. Выжившие моряки считают, что трагедия произошла из-за неправильного маневра во время шторма. "Неправильный маневр во время шторма, зашла волна, и все", - заявил журналистам член экипажа Олег Белоноженко.

Капитан порта Владивосток Александр Кувшинов, отвечая на вопросы журналистов, рассказал, что, по данным второго помощника капитана, судно перевернулось всего в течение 10 минут.

"При выборе капитаном определенного галса штормования, при развороте через левый борт, в правый борт ударила волна. Судно накренилось до 25-28 градусов. Вторая волна перевернула судно", - сказал Кувшинов. Он также добавил, что, по его мнению, "судовладелец должен быть откликнуться пораньше, а не через 28 часов, после случившихся событий".

"Все это время судно находилось в неизвестности. Если была организована такая связь с судном - раз в сутки, то, на мой взгляд, это неправильно. Известно, с судами такого типа, которые в осенне-зимний период подвергнуты большому риску, связь могли бы держать чаще. И уже часов через восемь могли бы засуетиться", - сказал он.

Член экипажа Андрей Евдокимов утверждает, что капитан просто не подал сигнал "SOS", из-за чего около суток никто не знал о случившемся. Все это время рыбаки находились на двух плотах в ледяном море.

"Когда это все у нас произошло, капитан "SOS" не подавал, и никто не знал, что у нас такое случилось. Это случайно мы ночью на вторые сутки увидели пароход мимо проходящий. У нас не работали ни ракетницы, ни дымовые шашки. Они были, но они не работали. Было пять фальшфейеров, дали сигнал, нас увидели", - сказал Евдокимов.

В обстоятельствах трагедии разбираются специалисты Дальневосточного СУ на транспорте СКР. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Поисково-спасательная операция

Поисковая операция в районе крушения судна "Шанс-101" продолжается, в ней задействованы морские суда, авиация, наземные группы. По информации морского спасательного подцентра "Южно-Сахалинск", поиски пропавших моряков с краболова "Шанс-101" ведут 5 судов. Самолет БЕ-200 МЧС завершил облет акватории моря и сейчас возвращается в Хабаровск. Морская авиация Тихоокеанского флота (ТОФ) совместно с самолетами МЧС тоже принимает активное участие в спасательной операции.

Водолазам пока не удалось осуществить погружение и осмотреть краболов из-за плохих погодных условий. Из-за того, что судно перевернулось внезапно, кто-то мог не успеть покинуть корабль.

Сами спасенные моряки говорят о восьми погибших. По их словам, на один из двух плотов успели высадиться 18 членов экипажа. Однако в ледяном море до момента их обнаружения от холода погибли восемь человек. Их тела рыбаки опускали за борт, чтобы облегчить плот, который рассчитан всего на 10 человек. При этом только часть рыбаков оказалась в гидрокостюмах. На данный момент ни одного тела не найдено.

На данный момент краболов, по словам сахалинских властей, находится на плаву килем вверх на оживленном судоходном участке Японского моря. Судно-спасатель "Атлас" СахБАСУ с водолазами на борту стоит рядом с перевернувшимся судном и ведет наблюдение. "Атлас" в целях безопасности мореплавания оповещает проходящие в этом районе суда о координатах перевернувшегося краболова.

"В связи с тем, что полузатонувшее судно "Шанс-101" представляет навигационную опасность, осуществляется передача соответствующих сообщений в системе NAVTEX (международная автоматизированная система оповещения - ИФ)", - сообщает Росморречфлот на своем официальном сайте.

Новости