Дискуссии на завтраке Сбера в Давосе
В этом году на традиционном завтраке, организованном Сбербанком в рамках форума в Давосе, основной темой стали проблемы государственного управления
Давос. 25 января. INTERFAX.RU - Деловой завтрак Сбербанка в Давосе становится традиционной площадкой для споров о проблемах развития российской экономики - намного более откровенных, чем на отечественных площадках. И хотя в этот раз на завтраке не было представителя правительства - в отличие от прошлого года, когда на мероприятии Сбербанка ярко выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов, - основной темой стали именно проблемы государственного управления.
Правительства застряли
По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, именно сфера управления нуждается в самых глубоких изменениях. Обычно под инновациями подразумеваются те или иные новые технологии, но все это, по словам экс-министра экономического развития, "наноинновации по сравнению с (необходимыми - ИФ) инновациями в сфере управления".
"Правительства безбожно отстали, они живут в 20-м, а то и в 19-м веке и пытаются управлять обществом 21-го века. Неэффективные правительства - это корневой вопрос, корень всех проблем", - заявил Греф.
Его бывший коллега по правительству Алексей Кудрин напомнил о политической составляющей вопроса ("Мы имеем сложности политической ситуации и сложности политического выбора. Связь с политикой очень сильна в эффективности правительства"), но глава Сбербанка вернул разговор в экономическое русло. "Есть хороший анекдот о том, чем правительство отличается от оппозиции. Правительство очень хорошо делает плохие вещи, а оппозиция - очень плохо делает хорошие", - сказал Греф.
Выступление первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева Греф предварил цитатой из интервью Олега Дерипаски: "Он сказал, что Центробанк выпил всю кровь из российской экономики".
"У меня есть 3,5 литра крови, если Дерипаске нужно немножко, я готов ему по-донорски помочь", - не растерялся Улюкаев.
Назад к вечным ценностям
По его словам, рано или поздно наращивание обязательств, которые передавались с корпоративных балансов на публичные, а затем на балансы центробанков, должно было кончиться. "Балансы будут сокращаться, левередж будет уменьшаться. Темпы экономического роста будут невысокими в течение (. . .) ну, до моей пенсии точно, я буду всегда работать в такой ситуации. И в такой ситуации давать дешевые деньги - это преступление перед бизнесом и народом, потому что ты провоцируешь таким образом накапливание рисков, которые имеют свойство материализовываться", - сказал А.Улюкаев.
"Вы сказали, Герман Оскарович, что многие правительства живут в 20-м или даже 19-м веке. А я скажу, хорошо было бы, если бы мы вернулись к базовым ценностям 19-го века - маленькое правительство, маленький welfare, малое количество накапливаемых обязательств, много труда. И это, как мне кажется, залог более или менее нормального развития", - сказал первый зампред ЦБ.
"Я могу это воспринимать как начало ваших действий по преодолению проблемы самого большого (по численности сотрудников - ИФ) центрального банка в мире?" - пошутил в ответ Греф.
Без политики нет экономики
Последним глава Сбербанка предоставил слово Анатолию Чубайсу: как человека, олицетворяющего ответ на первый русский вопрос ("кто виноват"), модератор попросил его ответить на второй ("что делать").
По словам Чубайса, "качество и профессиональный уровень людей, которые сегодня в нашей стране отвечают за экономику - удивительно высоки, я не могу назвать ни одного непрофессионала" (эту фразу экс-глава Минэкономразвития сопроводил ремаркой "да, последних двоих выгнали", с улыбкой повернувшись к Кудрину).
"Но глядя на реальную экономическую ситуацию, никак этого не скажешь. Мы неэффективны и неконкурентоспособны, - продолжил Чубайс. - Одно направление я бы назвал ключевым. Коррупция, бесконечно слабая защита частной собственности, зависимая судебная система. Это коренные наши проблемы. Ни одна из них не является экономической. Корень наших экономических проблем - за пределами экономики. Решение - за пределами экономики. Это сфера чрезвычайно сложная. Проект демократизации России - на порядок сложнее, чем проект построение рыночной экономики. Но не двигаться невозможно".