Полуфинал для AiRUnion

Альянс AiRUnion решенем Росавиации может остаться без зимней программы из-за массовых задержек рейсов, начавшихся на текущей неделе в регионах

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 22 августа. INTERFAX.RU - Альянс AiRUnion может лишиться возможности выполнять как регулярные, так и чартерные пассажирские перевозки в зимний период, заявил в четверг глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин.

Поводом для столь беспрецедентного заявления главы ведомства послужили массовые - фактически неконтролируемые - задержки рейсов "КрасЭйра", "Домодедовских авиалиний" и "Самары", начавшиеся на текущей неделе в регионах и завершившиеся полной остановкой компании на московском направлении в среду.

Невозможность выполнять полеты в зимний период приведет к неминуемому прекращению существования еще не созданного объединенного перевозчика ОАО "ЭйрЮнион". По мнению экспертов, в любом случае альянс дотянет только до зимы и то при условии серьезной господдержки.

В среду вечером он-лайн табло московского аэропорта "Домодедово" почти на треть окрасилось в красный цвет: компании альянса AiRUnion, детища братьев Абрамовичей, задерживали все рейсы из Москвы. К вечеру стало понятно, что самолеты могут не подняться в воздух ни только в течение ближайших часов - они могут не вылететь вообще. Причиной стала задолженность AiRUnion перед контрагентами, которые отказывались поставлять и заправлять самолеты авиакомпаний, не имея гарантий по возврату средств.

К четвергу кредиторам и заемщику договориться снова не удалось: задержки затронули уже более двух десятков рейсов и более 2,5 тыс. человек. И только к середине дня AiRUnion при участии "Ростехнологий", которые получат контрольный пакет в объединенной компании ОАО "ЭйрЮнион", был найден тот объем топлива, который позволит перевозчикам бесперебойно выполнять полеты до конца выходных.

Подробные разъяснения по положению дел в четверг прозвучали из уст главы Росавиации Евгения Бачурина, созвавшего экстренный брифинг в четверг днем. Менеджмент AiRUnion предпочел не общаться с прессой, делая заявления исключительно через пресс-службу альянса.

"Действительно, в среду в отношении вылетов AiRUnion из Москвы сложилась достаточно сложная ситуация. Было остановлено более 16 рейсов - больше всего это затронуло авиакомпанию "КрасЭйр", "Самару" и "Домодедовские авиалинии", - сказал Е.Бачурин. "Основная причина - долги авиакомпаний альянса, образовавшиеся за поставки топлива, предоставление услуг", - сказал он, отметив, что сигналы о шатком положении компании начали поступать гораздо раньше, и на них Росавиация реагировала официальными предупреждениями.

Глава ведомства не стал давать излишних заверений, сообщив, что в Росавиации не исключают повторения ситуации с массовыми задержками. "Мы понимаем, что ситуация может развиваться по разным направлениям. Если все снова встанет - то по возможности мы сократим продажи на рейсы компаний. Однако хочу подчеркнуть, что это крайние меры, на которые мы не хотели бы идти", - заявил глава Росавиации.

По словам Е.Бачурина, в арсенале мер, которые может применить ведомство - отзыв лицензии на осуществление перевозочной деятельности. Однако в летний высокий сезон эта мера является крайне нежелательной.

Глава ведомства также сообщил, что компаниям альянса до урегулирования кризисной ситуации запрещено продавать билеты на зимний период - как на регулярные, так и на чартерные рейсы. Таких мер в отношении российских перевозчиков ведомство ранее не предпринимало никогда.

"Если их (полеты - ИФ) не смогут выполнить авиакомпании альянса, их выполнят другие авиакомпании", - сказал Е.Бачурин, напомнив, что "Трансаэро" уже содействовало снятию напряженной ситуации с неоплатой заправок, выделив "ЭйрЮнион" 500 тонн авиатоплива. "Мы готовимся к худшему, к тому, что авиакомпании альянса "ЭйрЮнион" не смогут осуществлять перевозки. Но никто не оставит пассажиров в беде", - заявил глава Росавиации.

О неподъемной кредиторской задолженности компаний альянса в $1 млрд пару недель назад сообщили "Ростехнологии". Официально представители корпорации заявили, что проводят финансовый аудит и в лице высшего руководства (гендиректора и его первых замов) отправились в летние отпуска.

Однако желание частных владельцев AiRUnion видеть в числе акционеров "Ростехнологии" появилось в тот момент, когда альянс уже переживал тупиковую финансовую ситуацию: в начале года лимит доверия у кредиторов практически был исчерпан, на рассмотрении в судах находились иски на сумму более 1 млрд рублей.

По информации источников, именно братья Абрамовичи выступили инициаторами партнерства с "Ростехнологиями", которое фактически, на полгода отсрочило кризис компании.

Пока AiRUnion пытается отправить задержанные рейсы, авиакомпании-конкуренты на внутренних линиях с распростертыми объятьями принимают пассажиров, получая стопроцентную загрузку своих самолетов.

В альянсе признали, что пассажиры "КрасЭйра", "ДАЛа" и "Самары" обращаются в компанию, желая сдать уже купленные билеты. Точное количество желающих в AiRUnion не сообщают. Однако Транспортная клиринговая палата (ТКП), осуществляющая взаиморасчеты между участниками авиатранспортного процесса, с четверга не возвращает деньги пассажирам авиакомпаний-членов AiRUnion, опасаясь, вероятно массового бегства пассажиров.

"С 21 августа 2008 года при вынужденном и добровольном отказе пассажиров от полета рейсами авиакомпании ООО "ЭйрЮнион": ОАО "Сибавиатранс", ОАО "Красноярские авиалинии" (РТС: AVKA), ОАО "Домодедовские авиалинии", ОАО "Самара", ОАО "Омскавиа" - возврат денежных средств пассажирам в аккредитованном агентстве и пунктах продажи не производить", - говорится в заявления ТКП.

ТКП рекомендует по вопросу возврата денежных средств направлять пассажиров в представительства авиакомпаний AiRUnion.

В "Сибири", "Аэрофлоте" и "Трансаэро" сообщили, что готовы принять пассажиров альянса и уже наблюдают приток новых людей. Только среда и четверг дали S7 более 600 дополнительных пассажиров на внутрироссийских рейсах.

Более того, кризис AiRUnion помог авиакомпании быстро разрешить давний вопрос с открытием рейсов в Красноярск - базовый для "КрасЭйра" аэропорт, который ранее для S7 был заказан. Представитель "Сибири" сообщил "Интерфаксу", что компания готовит открытие прямого рейса Москва-Красноярск.

Тем временем эксперты и участники рынка ждут решений от "Ростехнологии", отмечая, что лишь экстренные меры госкорпорации помогут спасти авиакомпании альянса. "Компания не мертвая, еще есть возможность для того, чтобы ее поднять", - полагает генеральный директор ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТоАП) Евгений Островский.

"Во-первых, как бы парадоксально это ни звучало, AiRUnion должен прекратить платить контрагентам и публично заявлять об этом", - сказал он. Ситуация, когда начало происходить веерное отключение топливных поставок, была спровоцирована решением оплачивать красноярскому ТЗК текущие поставки керосина. "Другие кредиторы посмотрели на это и тоже захотели получить деньги", - сказал он, отметив, что компания должна расплачиваться обязательствами, "как это делают все в России".

"Компания должна срочно собрать кредиторов и договориться о реструктуризации всех задолженностей. AiRUnion должен четко обозначить, что начинается работа с крупным госбанком по выделению большого стабилизационного кредита - на $15-20 млрд", - полагает он.

Более того, отметил глава ТоАП, разбирательства с контрагентами должны быть переведены в цивилизованное русло - например, в залы суда. Кроме того, Е.Островский считает, что действующий менеджмент компании утратил свою репутацию, и поэтому Ростехнологии должны поставить в управление AiRUnion "своих людей".

Иной точки зрения придерживается глава аналитической службы отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев: он считает, что дни AiRUnion сочтены и главная задача - долетать в летний, высокий сезон. Он оговорился, что удастся это сделать или нет - полностью зависит от позиции "Ростехнологий".

"Если говорить о наиболее вероятном прогнозе - все понимают что выровнять текущую ситуацию, не допустить массовых проблем с вылетом, не останавливать операции в ходе высокого сезона как минимум возможно, - отметил эксперт. - Все отдают себе отчет в необходимости удержания компании в летний период, после чего вполне вероятна и приостановка деятельности - либо компании альянса будет признаваться банкротами, либо сначала Росавиация успеет отозвать у них лицензию. Это детали, которые уже ни на что не влияют".

Пантелеев отмечает, что предпосылок к тому, что за оставшиеся до начала зимнего сезона месяцы компания урегулирует свою задолженность перед кредиторами, практически нет. С другой стороны, полагает эксперт, государство должно задаться вопросом целесообразности существования юридического лица со столь значительными финансовыми обременениями. Вместо поддержки AiRUnion, считает он, государству стоило бы вложиться в менее проблемную компанию - например, в ГТК "Россия".

Новости