В бюджете образовался лишний дефицит
Дефицит федерального бюджета по итогам 2012 года может оказаться на треть больше, чем планировало правительство. Подвела внешняя торговля - упали сборы экспортных пошлин на углеводороды и НДС на импорт
Москва. 10 января. FINMARKET.RU - По итогам 2012 года федеральный бюджет будет исполнен с дефицитом в 151,7 млрд руб - на треть больше, чем предполагалось в последней редакции закона о бюджете. Впрочем, - и такова особенность российской бюджетной системы - при некотором старании Минфина и нерасторопности других ведомств все может получиться строго наоборот - дефицит выйдет меньше планового.
Эксперты считают, что к концу 2013 года Россия может приехать с таким же непредсказуемым бюджетом, который исполняется на одну пятую в декабре - и никакой переход на "трехлетний бюджет" тут не помог.
- Закон "О федеральном бюджете на 2012 год", последний раз исправленный в начале декабря, предполагал, что дефицит не превысит 115,5 млрд руб. Впрочем, в относительных цифрах отклонение небольшое - 0,25% вместо 0,20% ВВП.
- Ситуацию не спасло уже видимое Минфином явное недоисполнение бюджета по расходам - почти на 71 млрд руб. (49 млрд из них - госинвестиции, 45 млрд из которых перенесены на 2013 год). Доходы оказались сильно меньше, чем ожидалось - на 107 млрд руб.
- Подвели экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты: их поступило на 33 млрд руб. меньше. 42 млрд руб. составил недобор НДС на товары, ввезенные в Россию. На 4 млрд руб. меньше компании заплатили налога на прибыль.
- Весь дефицит образовался по итогам декабря, точнее даже его второй половины. В этом месяце расходы были на 940 млрд руб. больше доходов. По данным Нестеренко, с 13 по 29 декабря предстояло израсходовать 1,8 трлн руб. или 14,1% годовых расходов федерального бюджета.
- Правда, "бюджетный навес" - неисполненные до конца года расходы - в размере 18,0% от годовых расходов оказался меньше прошлогоднего, когда он был равен 19,5%. Но больше 2010 года, когда за последний месяц года потратили 17,7% федерального бюджета.
- Главными виновниками формирования "бюджетного навеса" Минфин называет силовиков (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС), а также госинвесторов: Росавтодор, Минпромторг, Минэнерго, Минздрав, Росжелдор.
- Новая оценка дефицита содержится в презентации первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, размещенной на сайте ведомства перед самым Новым годом. Материал был подготовлен к состоявшемуся 18 декабря совещанию с главными распорядителями бюджетных средств в рамках конференции "Итоги исполнения федерального бюджета в 2012 году, особенности исполнения федерального бюджета в 2013 году и основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы".
Ведомства откладывают деньги на конец года
Исполнение бюджета за 2012 год
Недобор доходов
Остатки средств в бюджетных учреждениях
Александр Дерюгин, замдиректора Центра фискальной политики
"Сделать равномерными бюджетные расходы в рамках действующей модели бюджетного процесса и установленных для него ограничений пока невозможно. Очень многие госконтракты в рамках госзакупок закрываются в конце года. Обычно это происходит после 15 декабря. На конец года отодвигается оплата части контрактов, исполнение которых было задержано. Часть этой неравномерности обеспечивается за счет годовых премий и зарплат, которые в бюджетном секторе обычно выдаются в конце декабря.
Как бы наши денежные власти не хотели равномерно распределить расходы в течение финансового года, чтобы избежать всплеска инфляции, ничего не получается. Всплеск инфляции в конце года сильно коррелирует с пиком расходов бюджета (за ноябрь цены выросли на 0,3%, за декабрь - на 0,5% - "Финмаркет").
В 2012 году Казначейство попыталось консолидировать временно свободные средства федерального бюджета и получило возможность кредитовать себя же за счет этих остатков. Это позволило более активно расходовать бюджетные средства в начале года. Но в итоге в целом исправить ситуацию так и не удалось".
Елена Лебединская, Экономическая экспертная группа
"В нашей российской ситуации неравномерность бюджетных расходов неисправима. Контракты закрываются в декабре. Все получатели бюджетных средств должны в конце года отчитаться, как они их потратили. Если деньги израсходованы не будут, в следующем году их могут не дать. При такой схеме все равно в конце года будет проводиться оплата даже тех контрактов, которые по каким-то, может быть, объективным причинам не успели выполнить. Работы доделают в начале следующего года, но для этого оплатить их надо до конца текущего финансового года: потом этих денег не будет. Не понятно, что с этим можно сделать.
К тому же из-за длительных выходных в начале января часть расходов этого периода, например, зарплата бюджетников за декабрь, переносится на конец года. Переход на трехлетний бюджет не смог эту ситуацию изменить. Отчет о расходовании средств все равно идет ежегодно. Если разрешить перенос расходов на следующий год, то за бюджетными деньгами будет очень сложно следить.
Россия в этом смысле не оригинальная, похожая проблема есть во многих странах. Лучше она решается в странах с высокой бюджетной и контрактной дисциплиной, типа Новой Зеландии".
Александра Суслина, Экономическая экспертная группа
"НДС - это очень календарный налог, который в значительной степени платится поквартально. Поэтому часть "декабрьского" налога фактически придет в январе".
Елена Абрамова, директор ЦМАКП
"Импорт сильно просел в 2012 году, и понять причину этого очень сложно. До сентября прекращение восстановительного роста импорта после 2008 года, когда по некоторым позициям он упал на 70%, и даже его сокращение объяснить было легко: ждали решения о вступлении в ВТО и снижения пошлин. Но почему импорт не стал расти после этого - не понятно.
Правда, пошлины снизились на очень ограниченный круг товаров. Продовольственный рынок насыщен. Импорт товаров легкой промышленности не растет по старым причинам: очень много "серого" ввоза. Замедление темпов роста импорта потребительских товаров может произойти из-за того, что в 2010-2011 года был всплеск ввоза автомобилей после кризисного затишья. С этого уровня расти трудно.
Но как объяснить, почему у нас не растет инвестиционный импорт машин и оборудования, когда, по последним данным Росстата, у нас росли инвестиции, не понятно.
Как версию, можно рассмотреть такой вариант. После создания Таможенного союза к нам попадает очень много китайских товаров через Казахстан. Это стало характерным явлением 2012 года. Там появилось очень много схем, которые используются талантливыми на выдумку бизнесменами.
Хотя более или менее точные данные по импорту станут известны только в марте".