2012: труба зовет

Расширение в уходящем году двух трубопроводных проектов привело к возникновению значительного профицита мощностей системы АК "Транснефть"

Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Нефтяные компании и раньше могли выбирать, куда им выгоднее поставлять нефть - на запад или на восток, теперь же из-за увеличения пропускных возможностей магистральных нефтепроводов приоритет одного направления может привести к существенному росту цен на нефть из РФ на другом.

Проблемный терминал

Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), связывающая нефтепровод "Дружба" с российским морским портом на Балтийском море и позволяющая снизить транзитные риски, должна была заработать еще в конце прошлого года. В рамках проекта "Транснефть" построила магистральный трубопровод длиной 1 тыс. км и мощностью до 30 млн тонн нефти в год, две нефтеперекачивающие станции (НПС), а также нефтебазу Усть-Луга, реконструировала действующие НПС Унеча и Андреаполь.

Однако к назначенному сроку система не заработала, так как в порту Усть-Луга на причалах "Роснефтьбункера" (дочерняя структура нефтетрейдера Gunvor) N4 и N5 было обнаружено расхождение шпунтовой стенки, из-за чего начал вымываться песок и на объекте образовались провалы. Кроме того, были обнаружены проблемы с проведением дноуглубительных работ.

Работы по устранению проблем заняли почти четыре месяца, что обернулось для "Транснефти" соответствующими потерями из-за простоя уже готовой системы. В марте был осуществлен тестовый запуск БТС-2, и только в августе Ростехнадзор выдал официальное заключение "Роснефтьбункеру", согласно которому процесс мониторинга в порту Усть-Луга можно заканчивать и переводить терминал в рабочий режим.

Чтобы избежать появления возможных "подводных камней", в процессе дноуглубительных работ было принято решение о проведении еще и дноукрепительных. Пока терминал работает без проблем.

Несмотря на то, что в результате непредвиденной задержки объемы экспорта по БТС-2 в 2012 году составят менее 15 млн тонн вместо 20 млн тонн, западные соседи и европейские потребители уже высказали опасения в связи с возможным сокращением поставок нефти в Европу по "Дружбе".

Восток - дело тонкое

За несколько дней до нового года "Транснефть" запустила вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО-2), что позволит увеличить мощность системы и поставки российской нефти на азиатский и американский рынки.

Смесь "ВСТО" (ESPO) представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%. Этот сорт и экспортное направление в порт Козьмино являются премиальными для нефтяных компаний. Разница в цене с Приморском достигает $20 за тонну. Кроме того, нефть ВСТО торгуется с премией к сорту Дубаи. В перспективе этому сорту прочат большое будущее - он может стать бенч маркером и заменить, например, Brent или WTI. Однако, это возможно только после того, как объем перевалки нефти ВСТО в Козьмино будут достигать 30 млн тонн.

Пока же после ввода ВСТО-2 перевалка в Козьмино в 2013 году планируется на уровне чуть более 25 млн тонн На уровень 30 млн тонн планируется выйти в 2015 году. При этом Китай, который является вторым после Японии крупнейшим покупателем нефти в Козьмино, постоянно говорит о заинтересованности в увеличении поставок нефти из России.

В настоящее время по отводу от ВСТО на Китай в рамках 20-летнего контракта ежегодно поставляется 15 млн тонн нефти. Китайская сторона постоянно ставит вопрос об увеличении прокачки по этому направлению до 30 млн тонн. Несмотря на то, что "Транснефть" говорит о возможности увеличения поставок нефти в Китай только через порт Козьмино, соседи пытаются изыскать дополнительные каналы получения сырья из РФ.

Так, Китай хотел бы получать российскую нефть через казахскую трубопроводную системы Атасу-Алашанькоу. Казахстан даже установил для российских грузоотправителей льготный тариф на транспортировку сырья по этому маршруту. Однако ни одна из НК не возобновила отгрузки в этом направлении, хотя постоянно появляется информация о существующем интересе со стороны компаний из России.

Очевидно, что после запуска второй очереди дорогостоящего проекта - ВСТО-2 - России необходимо обеспечить окупаемость этого проекта путем его максимальной загрузки сырьем. Поэтому отвлечение нефти на альтернативные проекты, которые, к тому же связаны с транзитными рисками представляется нецелесообразным для "Транснефти", выручка которой в данном случае уменьшится, и для желающих использовать Атасу-Алашанькоу, видимо, придется использовать тяжелую артиллерию, привлекая административные ресурсы.

Когда в товарищах согласья нет

Неожиданный спор в этом году возник вокруг маршрута нефтепродуктопровода "Юг", проект строительства которого уже несколько лет лежит в ожидании утверждения правительством.

Проект "Юг" предусматривал строительство магистрального нефтепродуктопровода Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск для экспорта дизельного топлива Евро-5 в объеме до 8,1 млн тонн и поставки на внутренний рынок в объеме до 0,6 млн тонн. Протяженность трассы должна была составить 1,465 тыс. км. Конечным пунктом предполагались объекты "Транснефти" - перекачивающая база Грушовая с обеспечением отгрузки на причалах Шесхарис в Новороссийске.

Первоначально к этому проекту проявляли интерес "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP, "Башнефть" и НПЗ в Краснодарском крае. Однако в этом году "Роснефть" обратилась к президенту РФ с просьбой включить в генеральный план развития "Транснефти" строительство продуктопровода от самарских заводов на туапсинский терминал, принадлежащий нефтяной компании.

По данным "Транснефти", для варианта с конечным пунктом в Туапсе протяженность маршрута составляет 1525 км, с двумя конечными пунктами в Новороссийске и Туапсе - 1681 км. Инвестиционные затраты в ценах 2012 года (с учетом затрат на внешнее электроснабжение) по варианту с завершением в Новороссийске составляют 111 млрд рублей, в Туапсе - 135,5 млрд рублей, с двумя конечными пунктами - 148 млрд рублей.

Пока гарантии по загрузке данного нефтепродуктопровода смог предоставить только "ЛУКОЙЛ". С "Роснефтью" возникли разногласия по источникам финансирования строительства. "Роснефть" хотела бы, чтобы "Транснефть" построила за свой счет. Но мы считаем это абсурдным, потому что строить нефтепродуктопровод только для одной компании, а там полторы тысячи километров, за счет "Транснефти" было бы не совсем эффективно", - пояснял президент трубопроводной монополии Николай Токарев.

Рабочая группа из чиновников и представителей нефтяных компаний при Минэнерго, созданная для выработки решений по данному проекту, пришла к выводу о преждевременности действий, пока компании не определятся с источниками финансирования проекта и гарантиями загрузки. В связи с этим вопрос о реализации "Юга" снят с проработки и, видимо, вновь отложен в долгий ящик.

Новости