Власти России посоветуются с ФРС

На российскую экономику вскоре может пролиться финансовый дождь. По заданию президента Владимира Путина Минфин и ЦБ изучат возможность реализации в России политики количественного смягчения, которая стала главным антикризисным инструментом в США и Европе

Фото: Reuters

Москва. 14 декабря. FINMARKET.RU - Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию намекнул, что в России возможна радикальная смена монетарной политики. До сих пор она была направлена на удержание под жестким контролем денежной массы ради снижения инфляции, но, по мнению президента, денежные власти (Центробанк и Минфин) должны брать пример с западных коллег и стимулировать экономический рост.

"Нам нужны "дешевые" и "длинные" деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки", - сказал Путин. Спрятаться за объяснением, что не задача ЦБ обеспечивать экономику длинными деньгами, не получится, предупредил Путин: "В ФРС Соединенных Штатов, в Евроцентробанке, в других некоторых центральных банках прямо в уставах записана обязанность этих структур думать о рабочих местах и обеспечении темпа роста экономики".

Те, к кому было обращены эти слова президента, пока никак ему не ответили. Только через сутки после оглашения послания, замминистра финансов Сергей Сторчак вежливо предположил, что ЦБ теперь придется изучить возможность реализации в России политики количественного смягчения на примере США и Европы. Но тут же выразил скептицизм по этому поводу - не вполне ясно, как то связано с длинными деньгами.

Экономисты и вовсе уверены, что применить этот опыт у нас не получится: слишком разные экономические ситуации. А длинные деньги следовало искать в пенсионных накоплениях россиян, которые будут фактически урезаны втрое уже через год.

Сторчак попытался интерпретировать слова президента в четверг на конференции "Содействие экономическому росту и устойчивому развитию", прошедшей в рамках программы российского председательства в "Большой двадцатке".

"Мы подумаем об использовании политических мер, чтобы бизнесу было легче находить деньги на создание бизнеса и новых рабочих мест", - пообещал замминистра.

Но в опыте ФРС и ЕЦБ он таких мер не увидел: "До сих пор единственные долгосрочные инструменты, которые были запущены в оборот - это трехлетние кредиты (ЕЦБ, которые он раздавал прошлой зимой - "Финмаркет"). В современных условиях за три года, наверное, многие проекты можно профинансировать и запустить под ключ". Впрочем, по признанию европейских экономистов и политиков, деньги ЕЦБ так и не дошли до реальной экономики, хотя и снизили ставки и доходность суверенных облигаций.

"Дискуссию ЦБ Минфин по этому поводу не вел, - добавил Сторчак. - Могу только предположить, что Сергей Игнатьев попытается сначала внутри двадцатки обсудить с коллегами, как это происходит в США и Евросоюзе".

Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ

"Политика монетарного смягчения используется обычно в период резкого замедления, остановки экономического роста как сугубо краткосрочная мера, чтобы предотвратить кризис ликвидности, ситуацию неплатежей. Хотя бы по этой причине она не направлена на формирование длинных денег, которые нужны для реализации долгосрочных проектов, способных обеспечить уверенный экономический рост хотя бы до 2018 года. Этот опыт нам не подходит.

Наш ЦБ и так сильно поддерживает кредитование: значительную часть в пассивах банков занимают деньги ЦБ. Разве что с повышением ставки рефинансирования Центробанк поступил невпопад.

Другое дело, что глубина финансового рынка очень маленькая, слабо развиты финансовые инструменты: акции, облигации. Но это не зависит от ЦБ. Это не денежно-кредитная политика, а политика развития финансовых рынков. Она должна быть в первую очередь ориентирована на повышение доверия инвесторов к экономике. Особенно, частных инвесторов, обычных граждан. В США они являются едва ли не главными инвесторами.

Возможно, это задание ЦБ на будущее, когда на его базе будет создан мегарегулятор. Пока у нас надзор над банками существенно лучше, чем над остальными финансовыми рынками. Кроме того, у нас есть система страхования вкладов, а за пределами банков нет механизмов обеспечения надежности инвестиций.

Эта проблема сильно касается негосударственных пенсионных фондов, которые должны быть главными генераторами длинных денег. У нас же после того, как уйдет обязательная накопительная часть из пенсионной системы, таких источников вообще не останется".

Сергей Дробышевский, руководитель научного направления "Макроэкономика и финансы" Института экономической политики Е.Т.Гайдара

"В России задача предоставления возможности для долгосрочного и доступного финансирования в условиях, когда ЦБ отказался от эмиссии денег под покупку валюты, действительно стоит остро. И ЦБ должен разработать такие механизмы. Но покупкой на свой баланс, условно говоря, плохих активов эта проблема не решается.

Политика количественного смягчения, которая проводится в США и в Европе, не направлена на предоставление бизнесу дешевых денег. Таким образом там снижают риски коммерческих банков по их вложениям в долговые ценные бумаги, которые вращаются на рынках США и Европы. Вслед за этим идут вниз и ставки.

Наиболее близким к этому наш Центробанк занимался в 2009 году, когда предоставлял кредиты под залог облигаций российских банков, не имеющих международного рейтинга. Но сейчас я не вижу перегруженности нашего рынка долговыми бумагами, которые мешали бы развивать нормальные отношения с банками из-за того, что существуют повышенные риски.

Экономических предпосылок для проведения политики количественного смягчения в России нет".

Антон Никитин, аналитик ВТБ Капитал

"Объем рынка облигаций в США таков, что даже какую-то заметную его часть за счет программ интервенции ФРС выкупить не в состоянии. В Европе объем всего финансирования, который предоставлен ЕЦБ странам еврозоны, составляет всего 2% от всего объема облигаций, которые могут быть заложены.

В России задолженность банков перед ЦБ составляет в районе 3 трлн руб. (это вместе с депозитами Минфина, которую можно считать задолженностью перед регуляторами). Этот уровень сопоставим со всем рынком ОФЗ. В России заложено 60% бумаг, которые теоретически для этого пригодны. Получается, что для получения какого-то серьезного эффекта ЦБ придется скупить все облигации.

К тому же средний период погашения облигаций в нас четыре года. Вряд ли с их помощью создашь рынок длинных денег.

Были разговоры о выкупе ЦБ 25% выпусков ипотечных бумаг. В итоге речь не может идти даже о сотне миллиардов рублей. С учетом у нас накопительная часть пенсии урезается с 6% до 2%, это гораздо значительнее скажется на отсутствии длинных денег.

К тому же у нас не так предсказуема политика ЦБ, как результат того, что и макроэкономические показатели у нас не так стабильны, как в развитых странах. Поэтому банки не заинтересованы в залоге на длительный срок - на год, два или три как предлагает ЕЦБ.

Пока для появления в экономике хотя бы сотен миллиардов дополнительных рублей ЦБ вряд ли что-то сможет сделать. Скорее такая возможность есть у Минфина через использование резервов Фонда национального благосостояния".

Новости