ХроникаСмена власти в Сирии

Госкомпании могут получить весь шельф

Минприроды предлагает отдавать частным компаниям только участки, не заинтересовавшие госкомпании, и только при условии уплаты дополнительных налогов

Фото: Reuters

Москва. 13 декабря. FINMARKET.RU - Во вторник у Дмитрия Медведева должно состояться совещание, которое определит судьбу шельфа на ближайшие десятилетия. От принципиального решения премьера пяти важнейших вопросов будет зависеть придут ли на шельф частники, сколько достанется госкомпаниям и как долго несметные запасы шельфовой зоны будут разрабатываться - десятки лет или сотни?

Совещание 18 декабря обещает стать судьбоносным для "Роснефти" и "Газпрома", которые могут вскоре после него получить лицензии на десятки огромных участков и таким образом забрать себе почти весь шельф. Решающим оно может быть для "ЛУКОЙЛа" и других частных компаний, которым могут разрешить участвовать в аукционах на некоторые месторождения.

Без "принципиальных решений" премьера, работа Минприроды, Минэнерго, Роснедр и других заинтересованных ведомств по шельфовым вопросам приостановилась. Как пишет в аппарат правительства заместитель министра природных ресурсов Дмитрий Храмов (с письмом ознакомился "Финмаркет"), как только Медведев определится по стратегическим вопросам, Минприроды сможет быстро завершить работу по программе разведки континентального шельфа.

Что должен решить Медведев:

  • Выдавать ли "Роснефти" лицензии на 12 оставшихся крупных участков, заявки на которые были поданы, но не устроили Минприроды и Роснедра запланированными объемами разведки - в таком варианте ускоренной разработки шельфа не получится, считают чиновники.
  • Забирать ли у госкомпаний куски участков, если региональная разведка на них завершена, но интереса к освоению они не вызвали.
  • Допускать ли частные компании на шельф через участие в аукционах и с обязательством создавать совместное предприятие с госкомпанией, в котором "Роснефть" или "Газпром" будут иметь контрольный пакет.
  • Отдавать ли участки, которые не заинтересовали госкомпании, частникам с помощью аукционов при условии наложения дополнительного налогового бремени на них.
  • Можно ли выдавать лицензии отдельно на региональное геологическое изучение сервисным компаниям и предоставлять им право распоряжаться этой информацией, в том числе продавать ее.

Все это варианты ответа на один и тот же вопрос: как добиться быстрой разведки всех перспективных участков шельфа (и последующей их быстрой разработки) при условиях, что

  • две госкомпании - "Роснефть" и "Газпром" не горят желанием вкладывать в это дело огромные деньги,
  • но и не хотят уступать шельф частным и иностранным компаниям,
  • причем имеют право никого туда не пускать по закону?

Краткое содержание предыдущих серий

"Стратегические вопросы" для Медведева появились по итогам длительного спора и поиска компромиссов .

После запрета в 2008 г. добычи на шельфе компаниям с менее чем пятидесятипроцентным государственным участием и опытом работы на шельфе не менее 5 лет, разработка оказалась доступна лишь "Роснефти" и "Газпрому". Но темпы освоения шельфа оказались черепашьими, и Владимир Путин поручил сделать все, чтобы ускорить разведку.

В апреле 2012 года "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и тогда еще частная ТНК-BР написали на имя президента письмо в просьбой разрешить доступ к шельфу. Путин поручил проработать этот вопрос, после чего Минприроды предложило выдавать им лицензии без конкурса, также как и госкомпаниям.

  • Но новый глава "Роснефти" Игорь Сечин напомнил правительству, что монопольный доступ к российскому шельфу учтен в капитализации госкомпаний, а либерализация приведет к потерям для казны и "Роснефти".
  • В сентябре уже вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером они пожаловались президенту и премьеру на намеренную задержку в выдаче лицензий со стороны правительства. Путин написал гневную резолюцию с поручением выдать все лицензии госкомпаниям.
  • В ответ на обвинения Минприроды ответило, что объемы работ в заявках "Роснефти" недостаточны для ускоренного освоения таких огромных территорий (лицензии распространяются на участки, в разы большие, чем на шельфе других стран). "Газпром" вообще никаких заявок на дополнительные участки до сих пор не подал, а только написал список пожеланий.
  • В середине ноября по двум заявкам - Северо-Поморскому-2 и Поморскому участкам - "Роснефти" удалось согласовать объемы разведки и получить лицензии. По другим месторождениям договориться пока не удалось: компания предлагает увеличить объемы геологоразведки не так сильно, как того хотят Роснедра и Минприроды.
  • В ноябре Минприроды предложило правительству новый способ либерализации доступа к шельфу: нужно выделить геологоразведку в отдельный вид деятельности и выдавать на нее отдельные лицензии. Слишком большие участки шельфа не отдавать целиком, а разделить на несколько, отдав их в том числе частным компаниям. Компании, открывшей месторождение, дается гарантия участия в его разработке - но под контролем госкомпании. "Газпром" и "Роснефть" будут не операторами проекта, а соучредителями в СП с частником, открывшим месторождения.
  • Но "Роснефть" в конце ноября направила в Минэнерго письмо с категорическим отказом согласовать программу развития шельфа, подготовленную Минприроды. Госкомпания настаивает на сохранении монополии на доступ к шельфу и уверяет, что в состоянии самостоятельно и быстро провести разведку и добычу.
  • Программа Минприроды не понравилась и коллегам по правительству. Минэнерго, Минэкономразвития, Роснедра и даже МИД раскритиковали проект.
  • 26 ноября состоялось совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича, но согласия ни по одному из вопросов достигнуто не было. Минприроды поручили еще раз проработать все предложения перед решающей встречей у премьера.
  • После совещания Минэнерго направило в Минприроды письмо в согласием подумать над предложениями о выделении геологоразведки в отдельный вид лицензирования, а Минэкономразвития идею вновь отвергло.

Последний компромисс

Через неделю после встречи у Дворковича и за неделю до совещания Минприроды направило в правительство ответы и новые предложения по всем спорным вопросам. С пакетом документов также ознакомился "Финмаркет".

Согласно проекту протокола совещания, каким его видит Минприроды, на встрече у Медведева могут быть решены следующие вопросы:

  • Лицензии "Роснефти" нужно выдать, но увеличить в них объемы разведки до достаточных для завершения всего этапа регионального изучения шельфа.
  • При этом в текст лицензии необходимо включить пункт, по которому неперспективные с точки зрения госкомпаний участки надо будет отдать обратно в нераспределенный фонд недр.
  • Те участки, которые не заинтересуют "Роснефть" и "Газпром", будут разыграны на аукционе между частниками, имеющими достаточную квалификацию для их разработки (требования к ним надо еще разработать).
  • На распределенные на аукционах участки будет распространяться новый налоговый режим, который предусматривает дополнительное налогообложение прибыли.
  • В программе по разработке шельфа, которую доработают до 1 февраля 2013 года, будет указано, что сервисные компании получат лицензии на право проведения регионального геологического изучения.
  • Для соблюдения государственных интересов надо разработать требования к сбору, хранению и распоряжению геологической информации, которая может быть получена во время освоения шельфа.
  • На принятие всех необходимых законопроектов потребуется 3 года.

Компании просят свое

К совещанию подготовились и нефтяные компании. И государственные, и частные нефтяники направили в Минприроды свои просьбы и предложения по своему участию в разработке шельфа.

  • Глава "Роснефти" Игорь Сечин в письме к министру природных ресурсов Сергею Донскому настаивает, что при увеличении объемов разведки в запрошенных ими 12 лицензиях потребуется гораздо больше денег, но эффективность их вложения снизится - будут изучаться в том числе некому ненужные площади. Сечин вновь написал, что бурение ради получения знаний, а не нефти, должно оплачивать государство, а не "Роснефть".
  • "ЛУКОЙЛ" пишет, что нужен равный доступ и частников, и госкомпаний к шельфу, выделение геологоразведки в отдельный вид лицензирования, а также распространение всех действующих льгот на все участки шельфа и все компании. СП с госкомпаниями "ЛУКОЙЛ" готов создавать по типовому договору на каждое месторождение с выплатой бонуса при вхождении госкомпании в проект.
  • "Зарубежнефть" теперь соглашается с законом, который допускает к шельфу компании, 50% акций которых находятся у государства и имеющие опыт работы на шельфе от 5 лет (ранее компанию не допустили к шельфу из-за несоответствия этому критерию), и сообщает, что сама подходит под все требования. В мае "Зарубежнефть" купила "Арктикморнефтегазразведку", которая имеет опыт работы на шельфе более 30 лет, а 100% компании и так принадлежит государству. Поэтому менять ничего не надо, а надо всего лишь пустить "Зарубежнефть" на шельф и дать запрошенные ею лицензии.

Как сказал "Финмаркету" министр Сергей Донской, все решения будут приняты только после совещания у премьера 18 декабря. Вице-премьер Аркадий Дворкович всегда выступал за либерализацию доступа к шельфу, пояснил министр, но пока министерствам и правительству удалось достичь консенсуса лишь в вопросе выдачи мультиклиентных (с участием сервисных компаний) лицензий на разведку, заявил Донской. Вопрос доступа частных компаний непосредственно к добыче пока остается нерешенным. Все ждут решения премьера.

Бонус: СРП для частников возвращается?

К пакету документов к совещанию Минприроды приложило объяснительную справку:

  • При допуске частников на шельфе необходимо предусмотреть этап их предквалификации. Кроме того, нужно ускорить работу над национальными стандартами по экологии шельфа, сформировать единую систему аварийно-спасательного обеспечения, а также организовать метеопрогнозирование в районе работ.
  • Минприроды настаивает на выдаче участков с небольшой площадью и большими объемами бурения поисковых скважин - так меньше риск пропустить запасы на недоизученных участках. Повышение изученности увеличивает вероятность принятия положительных инвестиционных решений компаниями по бурению.
  • Действующий сейчас либеральный налоговой режим обеспечивает приемлемую доходность госкомпаний и их иностранных партеров (10-15% годовых). По сравнению с другими странами, доля изъятия прибыли в пользу государства у нас самая низкая и не растет, когда повышаются цены на нефть. В Норвегии отказались от роялти на добычу и берут 25% налога на прибыль и 50% дополнительного налога на нефтяную прибыль. В Канаде суммарная ставка на прибыль - 26,5%.
  • Если пускать частные компании на шельф, налоги для них нужно увеличить. Уже розданных участков это не коснется. Для тех территорий, которые не заинтересовали госкомпании и достались по аукциону частнику, должен распространяться новый налоговый режим, ориентированный на налогообложение прибыли - с налогом на дополнительный доход (НДД).
  • Можно ввести дополнительное изъятие ренты в зависимости от акватории. Участки в морях Лаптевых, Чукотском и Восточно-Сибирском не распределены, а значит на них можно распространить новый налоговый режим - и для частников, и для госкомпаний.
  • Допуск частников и новая налоговая система увеличат доходы государства - НДД до 2065 года принесет казне 6,5 трлн.руб.
  • Другой вариант - если неинтересный госкомпаниям участок отдается частнику, то будет применяться соглашение о разделе продукции (СРП). Другие министерства высказались против СРП.
  • Выдавать лицензии только на региональное изучение и разведку нужно, чтобы сэкономить на этой работе. При введении мультиклиентных лицензий сервисные компании могут продать результаты съемки нескольким нефтяным компаниям и окупить работу, а государство не будет тратить на разведку свои деньги.
  • Мультиклиентные лицензии на каждый участок могут выдаваться на 3-5 лет и сразу нескольким компаниям, которые не должны лишь мешать друг другу при разведке. Они платят взносы и предоставляют информацию государству, а нефтяные компании покупают данные.
  • Возвращать неразведанные площади нужно потому, что объемы разведки без этого недостаточны. Если "Роснефть" может сама увеличить объемы работ по таким большим участкам, то пусть напишет об этом, а пока компания не дала своего согласия на увеличение объемов в лицензиях.
  • Госкомпании могут получить участки не только для добычи, но и для разведки на срок до 10 лет. Если компания найдет месторождение, то будет иметь право на эксклюзивное получение права пользования.

Новости