Госкомпании обосновывают монополию на шельф

"Роснефть" отказалась согласовывать правительственную программу, по которой частников и иностранцев могут допустить до разведки шельфа и отдать им открытые месторождения. Судьба шельфа может решиться на совещании у премьера 18 декабря

Фото: ИТАР-ТАСС
Москва. 10 декабря. FINMARKET.RU - Борьба за неисчислимые (точнее - непосчитанные) нефтегазовые богатства российского шельфа близится к логическому концу. Чиновники правительства так и не смогли договориться, как правильно допустить до разведки и разработки подводных недр частные компании и иностранцев. А те, кому это разрешено по закону - "Роснефть" и "Газпром" - не готовы идти на компромисс и настаивают, что никого больше допускать не нужно, а с разработкой они справятся самостоятельно. В результате, уже 18 декабря после совещания у премьера Дмитрия Медведева все перспективные шельфовые участки с возможными запасами в миллиарды тонн условного топлива могут достаться этим двум компаниям. Краткое содержание предыдущих серий Доступ к шельфовым месторождениям для частных компаний был закрыт правительством в 2008 г. с официальной целью "защиты интересов и безопасности государства". Шельф был отдан на откуп "Газпрому" и "Роснефти", так как его разработкой, по принятому тогда закону, могут заниматься только компании с 50% акций государства и опытом работы в подобных условиях более 5 лет. С тех пор значимых результатов в разведке и добыче так и не достигнуто, и лицензии на крупнейшие месторождения не выданы. Однако Владимир Путин потребовал ускорить разведку и разработку месторождений, так что времени на переговоры у чиновников - в обрез. Если массовая выдача лицензий двум госкомпаниям все же случиться, то обсуждать допуск частных компаний и иностранцев будет уже бессмысленно - весь шельф будет уже поделен, сказал недавно вице-премьер Аркадий Дворкович.
  • В 2010 году Минприроды подготовило законопроект, который разрешает доступ иностранцев к шельфу на условиях партнерства, но на этом идея заглохла.
  • В апреле 2012 года президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, президент "Башнефти" Александр Корсик и исполнительный директор тогда еще частной ТНК-BР Герман Хан написали на имя президента Владимира Путина письмо в просьбой разрешить доступ к шельфу.
  • Путин поручил проработать этот вопрос, после чего Минприроды предложило выдавать частным компаниям лицензии без конкурса, также как и госкомпаниям.
  • Тогдашний президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов предложил частникам сотрудничество на 12 участках арктического шельфа на условиях, на которых создано СП "Роснефти" с ExxonMobil, но это не удовлетворило российский нефтебизнес.
  • В мае пост Худайнатова занял бывший вице-премьер Игорь Сечин. Он написал в правительство о том, что монопольный доступ к российскому шельфу учтен в капитализации госкомпаний, а либерализация приведет к потерям для казны и "Роснефти".
  • В сентябре уже вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером они пожаловались президенту и премьеру на намеренную задержку в выдаче лицензий со стороны правительства. Путин написал гневную резолюцию с поручением выдать все лицензии госкомпаниям.
  • Минприроды на обвинения ответило, что объемы работ в заявках "Роснефти" недостаточен для ускоренного освоения таких огромных территорий. Ведомства сами добавили в лицензии "интенсивности" и предложили "Роснефти" новый вариант для согласования. "Газпром" вообще никаких заявок на дополнительные участки до сих пор не подал, а только написал список пожеланий.
  • В середине ноября по двум заявкам "Роснефти" - по Северо-Поморскому-2 и Поморскому участкам - удалось согласовать объемы разведки и получить лицензии. По другим месторождениям договориться пока не удалось: компания предлагает увеличить объемы геологоразведки не так сильно, как того хотят Роснедра и Минприроды.
  • 29 ноября у премьера должно было состояться совещание, к которому Минприроды привело доводы против монополии госкомпаний и предложило новый способ либерализации доступа к шельфу: частной компании, открывшей месторождение, дается гарантия участия в его разработке - но под контролем госкомпании. Причем "Газпром" и "Роснефть" должны выступать не как операторы проекта, а как соучредители в СП с частником, открывшим месторождения.
  • Для того, чтобы частники смогли получить право на поиск месторождений, Минприроды предложило выделить геологоразведку в отдельный вид деятельности и выдавать лицензии только на него, чтобы обойти положения "монопольного" закона. Кроме того, министерство предложило "раздробить" слишком большие (по сравнению с принятыми в других странах) участки шельфа, чтобы разведать их "по кускам".
  • В назначенный срок совещание у премьера не состоялось, но идеи Минприроды уже обсудили на встрече у вице-премьера Дворковича в начале прошлой недели, пояснил "Финмаркету" министр природных ресурсов Сергей Донской.
Программа разработки шельфа идет на второй круг Все попытки Минприроды придумать компромисс оказались тщетными. Предложения министерства разгромили коллеги по правительству, а "Роснефть" прислала в другое министерство - Минэнерго - письмо с категорическим отказом участвовать в подобных схемах. Вместо того, чтобы выдумывать обходные пути для частников, правительство могло бы, наконец, выдать лицензии "Роснефти", написал чиновникам недавно назначенный вице-президент по шельфовым проектам американец Желько Рунье (с его письмом ознакомился "Финмаркет"). Рунье изложил окончательную позицию "Роснефти":
  • Открывать доступ для частников, а тем более иностранцев, совершенно нецелесообразно. Это не приведет к ускорению разработки шельфа и не даст экономического эффекта, а принесет лишь потерю госконтроля над шельфом. Для частников нужно закрыть даже доступ к любой информации о запасах.
  • Предложение Минприроды сделать геологоразведку отдельным видом недропользования со своими лицензиями не ускорит темпы освоения шельфа, а наоборот растянет лицензирование еще на 10-12 лет.
  • Проблема недостаточного темпа разведки надумана. "Роснефть" в состоянии поддерживать необходимые объемы и темпы работ на шельфе, а новые месторождения обязательно будут введены до 2030 года. Тем более что темпы разведки по просьбе Роснедр уже увеличили.
  • Если госкомпании заставить увеличить темпы разведки в тех объемах, которые просит Минприроды, то бурить и вести прочие работы придется даже в неперспективных участках, только чтобы выполнить план. Согласно представленной таблице, "Роснефть" и "Газпром" предлагают объем сейсморазведки в 31 раз ниже, чем просит Минприроды.
  • Запрошенные объемы разведки требуют огромных средств, а результата не будет. Если государству нужны эти данные для научных обобщений, то пусть оно даст денег на разведку малоперспективных областей.
  • Площади участков в выдаваемых лицензиях тоже уменьшать не надо - темпы освоения замедлятся.
  • Заключение о том, что госкомпании не в состоянии обеспечить должное качество бурения, неверное. "Роснефть" и "Газпром" последние 15 лет проводят геологоразведку, и претензий к ним не было.
  • Минприроды заложило в программе завышенные объемы добычи на шельфе в 2030 году - 49-60 млн т в год., которые не обеспечены открытыми запасами. Объем накопленной добычи с начала освоения шельфа в 378 млн т тоже завышен.
  • "Роснефть" выступает против предложения Минприроды запретить изменение сроков и объемов разработки, означенных в лицензиях. У компаний появляются причины изменять их - будь то поддержка проведения Олимпийских игр, требующая средств, или получение новых данных во время разведки.
  • Предположение, что налоговый режим для шельфа может быть пересмотрен в сторону увеличения изъятий, вообще сделает бессмысленной разработку шельфа. Нужно наращивать льготы, а не сокращать.
  • "Роснефть" просит поддержки Минэнерго в скорейшем получении лицензий.
Минприроды не угодил никому Написанная Минприроды программа не понравилась и министерствам, хотя ни одно из ведомств не высказывается за запрет на разведку шельфа для частников. С пакетом отзывов также ознакомился "Финмаркет". МИД в конце ноября высказался против включения в программу Каспия - "континентального шельфа" как такового на Каспии нет. Минэнерго высказалось по сути вопроса о допуске на шельф частников:
  • Чиновники министерства согласны с Минприроды, что нужно интенсивнее разрабатывать шельф, но имеют альтернативные предложения по организации этого процесса.
  • Минэнерго еще в сентябре предлагало ввести типовые контракты для шельфа: сервисная компания за свой счет проводит разведку, стоимость услуг включают в цену лицензии, после чего нефтегазовая компания покупает эту лицензию, то есть по сути оплачивает услуги разведки. Норма доходности для сервисной компании с учетом рисков - 30-50 %. Если лицензию никто не покупает, ущерб сервисной компании возмещает государство.
  • Ведомство поддерживает "Роснефть" в вопросе введения так называемого "адаптивного режима" для шельфа: никакие дополнительные налоги вводить для разработчиков шельфа нельзя, даже если проект будет эффективным. Сейчас для шельфа действует фиксированный налог на прибыль в 20 %.
  • Вводить запрет на изменения сроков и объемов разведки и бурения в лицензиях неправильно, согласны с "Роснефтью" энергетики. Компании выполняют планы иногда даже быстрее.
Минэкономразвития:

Экономической модели повышения инвестиционной привлекательности разведки в программе так и не появилось, хотя ведомство присылало свои предложения. Как пояснили "Финмаркету" в Минэкономразвития, в целях стимулирования освоения шельфа министерство предложило правительству и Минприроды ввести практику использования государственных инвестиционных контрактов: 1) необходимо ввести подряды с риском: Государство гарантирует оплату фиксированной части затрат на разведку, при этом предлагается ввести премию за открытие месторождений, содержащих промышленно-значимые запасы сырья, или предлагать долю в проекте разработки открытого месторождения. 2) в договоре устанавливаются права и обязанности сторон (инвесторов) по реализации проекта по доразведке и добыче сырья. Также предусматриваются штрафные санкции за срыв сроков и объемов проводимых работ вплоть до передачи лицензии другому недропользователю в случае невыполнения держателем лицензии условий договора.

По вопросам, не касающимся допуска частников:
  • В ходе подготовки программы был снижен уровень годовой добычи нефти (с 66,2 млн т до 49 млн т в 2030 г.) и газа (с 231 млн куб м до 207 млрд куб м), а также объемы накопленной добычи газа (с 1760 до 1392 млрд куб м.)
  • Несмотря на это показатели эффективности программы внезапно выросли, пишет Минэкономразвития. Социально-экономический эффект вырос в 15 раз - до 17,5 трлн.руб., а обоснований этому нет.
  • Замечания Минэкономразвития по расходам бюджета учтены частично, а в итоге в самом тексте документа они оцениваются в 22 млрд. руб., а в прилагаемой таблице по сейсморазведке - в 55 млрд. руб. .
Глава Роснедр Александр Попов написал в отзыве в Минприроды, что агентство "воздерживается" от согласования программы.
  • Минприроды в программе предлагает пробурить 7-9 параметрических скважин на каждую территорию, но кому они нужны - непонятно. "Газпром" и "Роснефть" работают сами по своим лицензиям и бурят скважины по своему усмотрению.
  • Минприроды слишком торопится и увеличивает объемы бурения: максимально возможное число скважин для каждой госкомпании должно составить 100-110, а не 289, как хочет министерство.
  • Однако монополия госкомпаний Роснедрам тоже не нравится. Запасы "Газпрома" оцениваются в 45 трлн. куб. м - обеспеченность газом на 88 лет. Вместе с лицензиями, которые просят "Газпром" и "Газпромнфеть" - на 116 лет. Непонятно, зачем компании наращивать запасы на балансе. "ЛУКОЙЛа" при этом обеспечен запасами только 36 лет.
  • Программу нужно дополнить разделом по обоснованию границ континентального шельфа. Это приоритетная задача сейчас, из-за этого приходится спешить с разработкой, чтобы "застолбить" за Россией участки шельфа.
  • Необходимо создать проект системы траспортировки добытого сырья, по которой будет строиться инфраструктура добычи первых 50 млн т нефти в год.
  • Минприроды путается в результатах программы: в одном месте пишет про 16 млрд т условного топлива, в другом - про 14,7 млрд. Нужно уточнить цифры.
  • Объемы работ на региональном этапе носят декларативный характер. Роснедра считают, что федеральный бюджет и сами компании-пользователи должны вместе выделить деньги на завершение регионального изучения.
  • Роснедра предлагает отложить вопрос принятия программы до того момента, как будет проведена геологическая оценка ресурсов, а также пока компании вместе с государством не закончат региональный этап геологоразведки.
На совещании у Дворковича помирить ведомства и госкомпании не удалось. Согласно протоколу совещания (с ним ознакомился "Финмаркет"), до встречи у премьера Минприроды поручено еще раз собрать мнение всех заинтересованных сторон по вопросам и выделения геологоразведки в отдельный вид деятельности, и по налоговым льготам, и по объемам разработки шельфа, и по ускорению выдачи лицензий "Роснефти" и "Газпрому".

Новости