Банкротиться легко

Проблемы стран, набравших слишком много долгов, мог бы решить всемирный закон о суверенном банкротстве. Это бы избавило кредиторов и самого должника от мучительных переговоров о том, что делать с задолженностью, погасить которую уже невозможно

Фото: Reuters

28 ноября. FINMARKET.RU - Нынешние долговые проблемы Европы можно было бы решить куда быстрее и безболезненнее, если бы у стран, как у корпораций, была возможность признать себя банкротом. Для неосторожных заемщиков это бы стало возможностью избежать затяжного экономического кризиса и массовых волнений, а для кредиторов - предостережением от безоглядной раздачи денег тем, кто их явно не сможет вернуть.

  • "Страна превращается в долговую колонию", - так глава оппозиционной греческой партии Сириза Алексис Ципрас прокомментировал затянувшиеся переговоры о помощи Греции и нежелание европейцев списывать долги страны.
  • Несколько дней спустя Эрнан Лоренсино, министр экономики Аргентиты, обвинил США в "правовом колониализме", от которого страдают все страны, находящиеся в кризисе. Эмоциональную реакцию чиновника спровоцировало решение суда США , обязавшее страну выплатить $1,3 млрд хедж-фондам, отказавшимся принимать участие в реструктуризации долга Аргентины после ее дефолта в 2001 году. Теперь стране грозит новый дефолт.

Аргентина и Греция превращаются в долговые колонии мира

Ха Джун Чан из Центра экономических и стратегических исследований считает, что обвинения политиков обоснованы, и миру нужно срочно что-то делать с проблемой суверенных долгов.

Выходом, по его мнению, мог бы стать закон о суверенном банкротстве, который бы предотвратил развитие долгового колониализма: по нему ответственность распределялась бы между кредиторами и должником, а население страны было бы защищено.

  • Сейчас полностью ответственной за долговые проблемы автоматически становится страна-должник, а платить за все приходится ее беднейшим жителям. Но так же строго нужно судить и кредиторов, которые сделали необоснованный рост ее долгов возможным. Однако в ситуации с Грецией второй стороны - тех, кто одалживал деньги проблемному заемщику, - среди виноватых в кризисе не оказалось.
  • Решение американского суда и вовсе выглядит просто абсурдным. Пережив дефолт, аргентинская экономика сумела восстановиться (хотя это был крайне болезненный процесс) и в 2003-2011 гг. показать самые высокие темпы роста в Латинской Америке. Но два мелких фонда, купившие ее долги на вторичном рынке, теперь могут перечеркнуть все экономические достижения страны.
  • Нежелание европейцев реструктуризировать долг Греции уже привело к рецессии в еврозоне и спаду в мировой экономике. Теперь проблемы Аргентины, возникшие из-за одного сомнительного решения суда, могут спровоцировать масштабный обвал на мировых финансовых рынках.
  • На корпоративном уровне такие проблемы решаются проще - благодаря национальным законам о банкротстве, которые существуют практически в каждой стране. По ним кредиторы компании, объявившей себя банкротом, должны заключить соглашение о реструктуризации долга: это может быть его сокращение ( или даже полное списание), снижение процентных выплат или их отсрочка. Кроме того, компания должна выплатить зарплаты и социальные пособия работникам, которым обычно отдается приоритет перед выплатами долгов.
  • Но для стран, оказавшихся в долговом кризисе, такого механизма, к сожалению, нет. Опасаясь своих кредиторов, они продолжают рефинансировать долги, пока не окажутся в долговой ловушке.
  • В итоге, государства, набравшие непосильных долгов, сталкиваются со сложным выбором. Либо объявить дефолт и надолго покинуть мировые рынки (правда, некоторым из них удается довольно быстро вернуться, как это сделали Россия и Малайзия), либо притворяться, что они платежеспособны и платить по долгам за счет средств, одолженных у международных институтов - МВФ или ЕС. Второй вариант, по сути своей тоже означает дефолт, но необъявленный.
  • Проблема в том, что переговоры с кредиторами могут длиться годами, затягивая экономику страны-должника в спираль экономического кризиса все сильнее. Главными пострадавшими при этом окажутся те, кто зависит от государства: пенсионеры, безработные и получатели пособий. Итогом могут стать серьезные социальные волнения, которые только усугубят все имеющиеся проблемы.

Новости