Си поведет Китай в "ловушку для стран со средним доходом"
Новое руководство Китая - первое поколение политиков, у которого руки не связаны контролем "старших товарищей". Но оно все равно не способно на радикальные реформы, которые одни лишь могли бы вернуть годовой рост экономики в 8%. Председатель Си будет озабочен тем, чтобы сохранить стабильность, а страна будет сползать к более медленным темпам роста
Пекин. 26 ноября. FINMARKET.RU - Китаю не грозит "жасминовая революция", но новым лидерам страны все равно придется нелегко. Они будут зажаты между политической необходимостью сохранять стабильность и необходимостью экономической - проводить реформы, чтобы сохранить приемлемые темпы роста.
Скорее всего, они решат довольствоваться малым - аккуратными и медленными реформами. Но и этого хватит, чтобы страна удвоила свой ВВП в реальном выражении к 2020 году. Если, конечно, не произойдет банковского кризиса, резко не снизятся инвестиции или Китай не окажется в "ловушке для стран со среднем доходом". Только жестокий кризис может подвигнуть новое руководство на радикальные реформы всей системы, которые могут вернуть старый добрый долгосрочный рост в 8%.
Срок годности политбюро - 5 лет
Аналитики CitiGroup подготовили доклад о том, чего ждать от новых лидеров Китая.
По их мнению, китайские элиты напуганы "арабской весной" - ярким примером того, как система может рухнуть на фоне видимых успехов в экономике и, на первый взгляд, прогрессивных социальных переменах. Поэтому Си Цзиньпин и его кабинет реально обеспокоены растущей коррупцией и расслоением общества. Но еще больше они боятся трогать систему управления страной, обеспечивающую стабильность их власти.
Передача полномочий новому руководству прошла строго по плану. 14 ноября на съезде Компартии Китая было выбрано 376 членов Центрального комитета. На следующий день было выбрано 25 членов политбюро, а затем создан постоянный комитет из 7 человек - он же правительство Китая. Новым главой Китая был объявлен Си Цзиньпин.
- Впервые полностью контролируемая передача власти в Китае произошла в 2002 году. Но нынешняя смена руководства - особенная. Си Цзиньпин впервые в истории КНР получит все должности и полномочия своего предшественника Ху Цзиньтао. До этого прежние лидеры сохраняли за собой ряд постов, чтобы контролировать "преемственность" курса. Таким образом, Си может сразу приступить к реформам.
- Сокращение членов комитета с 9 до 7 - хороший знак. Это повысит эффективность работы правительства. Новые члены имели опыт работы в регионах и настроены лояльно по отношению к бизнесу в стране.
- Осенью 2013 года на Центральной экономической рабочей конференции ЦК КПК объявит о своем долгосрочном видении политики. Но средний возраст всех членов постоянного комитета - 63 года. Это означает, что в 2017 году начнется их массовый уход на пенсию, после чего в нем из нынешних членов останутся только Си Цзиньпин и Ли Кэцян - новый премьер. Это означает, что настоящий горизонт планирования в Китае - только 5 лет.
Китай еще может ускориться
Новому руководству от старого в наследство досталось несколько больших целей (до 2020 года), которые теперь кажутся тяжело достижимыми.
- Китайское правительство планировало, что экономика в ближайшие 8 лет будет расти в среднем на 7% в год. В целом, это возможно, но для этого потребуется хотя бы минимальные реформы. Если новое правительство сохранит все, как есть, то рост к 2020 году замедлится до 5,5%, считают экономисты Citi.
Китаю будет сложно расти на 7% в год
- Куда сложнее будет достичь другой цели - удвоения доходов населения к 2020 году. Если доля доходов населения в ВВП будет постоянна, то это потребует средних темпов роста ВВП не меньше 7,4%. Другой способ - более справедливое распределение богатства и рост доли доходов домохозяйств в ВВП.
- Как удвоить ВВП Китая с 2010 по 2020 год в реальных ценах также не ясно, ведь основные драйверы роста китайской экономики - инфраструктурные инвестиции, сектор недвижимости и экспорт - больше не могут обеспечить быстрый рост.
Китай между реформами и стабильностью
У Citi есть два сценария развития китайской экономики.
- Сохранение стабильности. Рост Китая, основанный на расширении инвестиций, постепенно затухает. Правительство, скорее всего, начинает стимулировать экономику монетарными и бюджетными инструментами - это приводит к временному ускорению роста. Реформы либо откладываются, либо проводятся очень медленно. В итоге, разговоры о "жесткой посадке" экономики Китая продолжаются все время правления Си.
- Проведение реформ. Ключевые реформы начинаются в бюджетном и финансовом секторах, правительство пытаются улучшить распределение ресурсов в экономике. Сокращается регулирование сектора услуг, что создает новые рабочие места. Правительство пытается создать новые драйверы роста. По мнению аналитиков Citi, для того, чтобы этот сценария стал реальными, сначала ситуация в экономике должна резко ухудшиться. Без кризиса реформы вряд ли возможны. Но после падения и реформ рост вновь ускорится до 6-8% и будет более устойчивым.
Наиболее вероятно, что правительство выберет что-то среднее между двумя сценариями: оно будет медленно проводить реформы и при этом откажется от агрессивного стимулирования экономики, опасаясь того, что перегрев приведет к "жесткой посадке".
Реформы возможны в финансовой сфере, возможна либерализация процентных ставок и налогов - база уже была заложена реформами начала 2000-х годов. Возможно, будут предприняты попытки решить другие насущные проблемы - разобраться с темпами урбанизации, улучшить распределение доходов и охрану окружающей среды.
Этот сценарий предполагает серьезное, но не катастрофическое замедление китайской экономики:
- В 2013 году рост вновь ускорится из-за бюджетного стимулирования до 8%. 2013 году - это третий год из пятилетнего плана, принятого в 2010 году. Обычно правительство наращивает госинвестиции именно в середине пятилетки.
- Затем в 2014 и 2015 годах рост вновь начнет замедляться, а к концу пятилетки опустится ниже 7%.
- Благодаря аккуратным реформам, рост к 2020 году снизится лишь до 6%. В случае полного отсутствия реформ замедление будет сильнее - вплоть до 5,5%.
- В целом правительство, скорее всего, выполнит цель и к 2020 году ВВП в реальном выражении удвоится - если не будет серьезного внешнего шока. К 2020 году ВВП Китая достигнет $20 трлн, или $15 000 на душу населения. В номинальном выражении ВВП будет на 180% выше, чем в 2010 году.
- Еще примерно 600 млн китайцев в ближайшие 20 лет переедут из деревни в город. Урбанизация еще долго будет оставаться главным драйвером роста.
ВВП Китая будет расти, но намного медленнее, чем раньше
Риски - банковская система и "ловушка стран со среднем доходом"
Однако этот оптимистичный прогноз может и не сбыться - китайская экономика вполне может оказаться в тяжелом кризисе. В Сiti выявили три риска, которые могут вызвать катастрофу.
- Инвестиционный "обрыв". В основе роста лежит экстенсивное расширение инвестиций - на столь шаткой основе Китай не сможет вырастить самую крупную экономику мира. Китай может пойти по пути Кореи, Японии или Тайваня: инвестиции достигают определенной доли в ВВП, а затем все рушится.
Китайской экономике угрожает инвестиционный обрыв
- Долговой кризис. С учетом того, что доминирующую роль в банковском секторе Китая занимают госбанки, то банковский кризис в стране будет автоматически означать кризис суверенного долга. Возможны несколько вариантов развития кризисной ситуации:
1. В банковском секторе будет накоплено множество "плохих" кредитов. Со временем они будут национализированы правительством, но это приведет к падению доверия инвесторов и обрушит финансовые рынки.
2. "Жесткая посадка" экономики увеличит стрессы в системе и приведет к резкому сокращению финансового сектора.
3. Исторически, либерализация процентных ставок приводит к банковскому кризису. Банки, чтобы сохранить прибыли, начинают кредитовать рисковых заемщиков, кроме того, банки чаще проводят операции на открытом рынке, что может привести к образованию пузырей.
4. В Китае может замедлиться рост депозитов - это связано с конкуренцией банков с теневым сектором и старением населения. Вероятны банкротства банков, оставшихся без притока пассивов.
- Промышленные компании слишком неэффективно используют капитал - в итоге, за счет фактора производительности капитала не удается компенсировать начавшееся старение населения.
- Промышленники не могут самостоятельно проводить инновации и улучшать заимствованные технологии - не работает фактор технологий.
- Государство проводит неэффективную налоговую политику, плохо регулирует права интеллектуальной собственности, а также не реагирует на рост неравенства.
Китай может угодить в ловушку для стран со средними доходами
"Жасминовая революция" маловероятна
"Жасминовая революция" в Китае в ближайшие годы вряд ли возможна - китайцы в целом довольны ситуацией в экономике страны.
Китайцы в целом довольны ситуацией в стране
Однако котел уже начинает закипать. В стране все чаще происходят массовые волнения и акции протеста: их количество с 2006 по 2010 год удвоилось - до 180 000. Половина китайцев считает коррупцию серьезной проблемой - в 2008 году таких было 39%.