Минфин нашел способ повысить пенсии
Представители министерства финансов РФ полагают, что средняя пенсия должна быть не ниже 30% от зарплаты, и предлагают комплекс мер для достижения данного уровня
Москва. 18 августа. ИНТЕРФАКС-АФИ - Средняя пенсия российского гражданина должна быть не ниже 30% от средней зарплаты, а более низкие пенсии сохранять недостойно, считает Минфин РФ. Исходя из этой задачи Минфин просчитал возможности российского бюджета на ближайшие 15 лет и пришел к выводу, что налоги, в том числе НДС, не просто нельзя снижать, а нужно повышать.
Но даже повышения налогов будет недостаточно для существенного роста пенсий, и потребуется принять целый ряд других мер по поддержке пенсионной системы.
Рост пенсий необходим
"Мы должны не только удержать пенсию (на нынешнем уровне), мы должны признать, что сегодня пенсия не соответствует уровню достойной", - заявил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Этот фактор влияет на все наши выкладки", - подчеркнул он.
А.Кудрин отметил, что дефицит пенсионной системы является главным вызовом всей финансовой системы страны на ближайшие 15 лет. Он связан с сокращением количества работающего населения и увеличением числа пенсионеров.
Если ничего не предпринимать, то коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) снизится с 26,2% в 2010 году до 12,5% в 2023 году. Между тем Минфин считает, что пенсию нужно повысить до 30% от средней зарплаты. При этом А.Кудрин отметил, что "даже в этом варианте мы приходим к очень умеренным социальным обязательствам".
По его словам, предложенные Минфином меры позволят увеличить соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. В частности, если в 2007 году средняя пенсия превышала прожиточный минимум пенсионера лишь на 3,4%, то в 2010 году будет превышать на 70%, в 2012 году - в 2 раза, в 2023 году - в 3,8 раза.
Кроме того, меры позволят реализовать предложение Минздравсоцразвития провести так называемую валоризацию, или индексацию пенсионных прав граждан, ставших пенсионерами до 1991 года.
В результате валоризации средний размер прибавки к пенсии для всех, кто вышел на пенсию до 1991 года (37,3 млн человек), составит 940 рублей. Это потребует дополнительных расходов бюджета в размере 418,3 млрд рублей начиная с 2010 года.
Где взять деньги?
По данным Минфина, доходы всей бюджетной системы РФ, включая внебюджетные фонды, в последние годы находятся в пределах 33-37% ВВП, в то время как в странах ОЭСР - 39%, в странах ЕС - 47% ВВП.
При этом налоговая нагрузка в РФ без учета нефтегазового сектора в 2007 году составила 29,3% ВВП, а в целом - 36,3%. В странах ОЭСР налоговая нагрузка растет с 1975 года и в 2005 году составила около 36% ВВП.
"Мы сознательно поддерживаем более низкую налоговую нагрузку для ненефтегазового сектора, желая развернуть, провести диверсификацию экономики. Но для того чтобы балансировать бюджет, мы держим более высокую нагрузку на нефтегазовый сектор", - отметил А.Кудрин.
Однако он считает, что по мере роста ВВП на душу населения необходимо увеличивать расходы на сферы, которые обеспечивают качество - образование, здравоохранение, пенсии.
"Мы стоим на черте, за которой дальнейшее увеличение вложений в эти сектора и повышение пенсий потребует повышения налогового бремени", - сказал А.Кудрин.
Повысить ЕСН
"Если мы не будем повышать ЕСН, то пенсионная система просто съест все остальные расходы", - считает глава Минфина.
С 2005 года максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26% и введена регрессивная шкала, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей - 10%, свыше 600 тыс. рублей - 2%.
Минфин предлагает в 2010 году взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей - 10%, с зарплаты свыше 2,3 млн рублей - 2%.
"Это шкала 2005 года, индексированная на рост зарплат (за период с 2005 года - прим. ИФ-АФИ)", - пояснил А.Кудрин.
Он отметил, что с ростом оплаты труда все больше зарплат облагаются по меньшим ставкам, поэтому эффективная ставка (усредненная ставка, позволяет оценить реальное налоговое бремя - прим. ИФ-АФИ) ЕСН ежегодно снижается на 1-2 п.п. Это приводит к снижению доходов, направляемых на выплату пенсий.
В частности, если в 2005 году эффективная ставка составляла 24,7%, то по итогам 2007 года - уже 21,5%. К 2010 году эффективная ставка будет на уровне 20%, если не индексировать шкалу ЕСН. Индексация позволит вернуть ее на уровень 2005 года - к 24,7%.
"Мы предлагаем вернуть то налоговое бремя, которое уплачивалось предприятиями в 2005 году. Я считаю, это не повышение налогового бремени, это его восстановление", - сказал А.Кудрин.
Он также отметил, что шкала будет индексироваться ежегодно на рост фонда оплаты труда. "Мы все время должны улавливать основной объем зарплат, иначе доходы Пенсионного фонда будут теряться", - пояснил глава Минфина.
Также предлагается с 2020 года повысить максимальную ставку ЕСН с 26% до 29%.
Кроме того, Минфин РФ предлагает с 2013 года увеличить ЕСН на работодателей в отраслях с особыми условиями труда, где работники досрочно становятся пенсионерами и получают так называемую профессиональную пенсию. В настоящее время такие пенсии оплачиваются за счет средств, поступающих в пенсионную систему от всех предприятий, а Минфин считает, что пенсии таким работникам должны оплачивать работодатели, применяющие их труд.
"С 2013 года ставка ЕСН может оказаться индивидуальной по профессиям, по видам деятельности в зависимости от величины расходов на профессиональные пенсии", - сказал А.Кудрин, отметив, что большинство отраслей "ничего не почувствует".
Однако для ряда профессий ставка ЕСН может вырасти с 26% до 32%.
А.Кудрин сообщил, что списки "опасных" профессий были утверждены еще в 1947 году и с тех пор условия труда давно изменились. В связи с этим планируется провести инвентаризацию списков, чтобы определить, кто в настоящее время действительно имеет право на досрочный выход на пенсию.
Привлечь граждан моложе 40 лет
Минфин РФ предлагает для поддержания доходов пенсионной системы ввести с 2010 года страховой пенсионный взнос в размере 3% для физических лиц, родившихся начиная с 1968 года. Взимать этот внос предлагается с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, а доходы выше этого порога облагаться взносом не будут.
Взнос будет зачисляться на накопительный счет гражданина в Пенсионном фонде. "Это позволит вовлекать гражданина вовлекать в накопление своих пенсионных прав", - отметил глава Минфина.
Он считает, что это не будет означать повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 16%, поскольку страховой взнос 3% будет уплачиваться только с части годовой зарплаты, не превышающей 1,1 млн рублей.
По его мнению, и государство, и граждане должны думать заранее о том, чтобы пенсия стала достойной. "Думать нужно заранее, накапливать пенсионные права заранее", - считает глава Минфина.
По его мнению, понадобится не менее 10 лет, чтобы граждане привыкли добровольно накапливать будущую пенсию. Для стимулирования таких накоплений планируется комплекс специальных мер, в том числе реклама и дополнительные налоговые вычеты.
Зарплаты уйдут в тень?
А.Кудрин считает, что эти меры не приведут к уходу зарплат в тень.
"Нет, это минимальное разумное предложение. Более высокие платежи, конечно, несут риски", - сказал он. Однако он считает, что со временем надо быть готовым и к более высоким платежам.
"К сожалению, не произошло и вывода из тени, когда ЕСН стал 26%, и не произойдет сейчас уход. По-видимому, играют другие факторы больше", - полагает глава Минфина.
Кроме того, он отметил, что в развитых странах Западной Европы налоги на потребление и социальные платежи составляют 18-28% ВВП, подоходные налоги - 8-10%, в странах Европы с переходной экономикой - 23-28% и 3-7% соответственно. В России эти показатели составляют 12,5% и менее 4%.
Фонды - пенсионерам
Для финансирования пенсий Минфин предлагает с 2010 года уменьшить Резервный фонд с 10% ВВП до 6% ВВП и направить эти средства в Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого будут осуществляться пенсионные выплаты.
А.Кудрин пояснил, что, помимо налоговых мер в отношении работодателей и граждан, источником финансирования пенсий с 2010 года станет постоянный трансферт из ФНБ в Пенсионный фонд (ПФР) в размере 0,6% ВВП.
Поскольку ФНБ получит дополнительные ресурсы за счет снижения Резервного фонда, то он будет больше зарабатывать при их инвестировании, это поможет поддерживать постоянный трансферт на финансирование пенсионной системы.
"В некоторые годы трансферт 0,6% ВВП будет формироваться только за счет инвестиционного дохода, но не всегда. Поэтому потихоньку будет уменьшаться и тело фонда", - отметил А.Кудрин. По расчетам Минфина, полное исчерпание ФНБ произойдет в 2027 году.
Резервный фонд будет поддерживаться на уровне 3% ВВП до тех пор, пока нефтегазовых доходов будет хватать на нефтегазовый трансферт в размере 3,7% ВВП. Затем средства Резервного фонда будут тратиться и исчерпаются к 2027 году.
Как отметил А.Кудрин, если бы у России не было ФНБ, пришлось бы на эту величину повысить налоги. "Наличие фонда позволяет выполнять задачу повышения пенсий и смягчить повышение налогового бремени", - подчеркнул он.
Бюджет тоже поможет
Федеральному бюджету также придется увеличить трансферты в Пенсионный фонд, чтобы поддерживать пенсии на уровне 30% от средней зарплаты, считает Минфин. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с валоризацией.
В частности, с 2010 года трансферты из федерального бюджета в 2010 году составят 0,2% ВВП и вырастут к 2023 до 1,1% ВВП, а к 2050 году - до 2,4% ВВП.
Повысить другие налоги
Минфин РФ предлагает с 2011 года индексировать ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении природного газа на индекс потребительских цен, сообщил А.Кудрин.
Аналогичная индексация предусмотрена с 2011 года для ставок всех акцизов, включая моторное топливо.
По словам А.Кудрина, повышение НДПИ на газ и акцизов будет также одним из доходных источников для роста пенсий.
Но дефицита не миновать
По расчетам Минфина, доходы федерального бюджета уменьшатся с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023 году. "Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета", - считает А.Кудрин. Это объясняется во многом слабым ростом добычи нефти и газа в течение ближайших 15 лет .
"Даже если цена будет $150 за баррель, этот тренд практически не изменится. Ключевым фактором оказывается низкий прирост добычи по сравнению с ВВП", - сказал глава Минфина.
Снижение темпов роста добычи связано с массовым выводом из эксплуатации старых месторождений нефти в ближайшие 15 лет. "Ввод всех новых даже по самому жесткому графику, который сейчас оценивается Минэнерго, Минприроды, Минэкономразвития, позволит замещать вывод старых и чуть-чуть наращивать добычу", - отметил А.Кудрин.
По оценке Минфина, дефицит бюджетной системы, включающей и внебюджетные фонды, возникает с 2017 года в размере 0,2% ВВП и нарастает в 2023 году до 1,3% ВВП. Дефицит федерального бюджета появится в 2014 году и составит 0,1% ВВП, а в 2023 году вырастет до 2,2% ВВП.
А.Кудрин отметил, что дефицит будет финансироваться за счет наращивания заимствований. "Это будет постепенно увеличивать государственный долг, но поскольку ВВП будет расти, он будет увеличиваться медленно. Может быть, за 10-15 лет он увеличится на 2-3% ВВП", - полагает А.Кудрин.
Альтернатива
Минздравсоцразвития в рамках предложений по увеличению пенсий в РФ предложило с 2010 года заменить единый социальный налог (ЕСН) страховыми платежами и повысить их суммарную ставку с 26% до 34%, сообщил журналистам источник в Минфине РФ.
При этом предлагается взимать страховые платежи с 407 тыс. рублей (135% средней зарплаты в 2010 году), а регрессивную шкалу, которая в настоящее время применяется в ЕСН, ликвидировать. Сумма зарплаты выше 407 тыс. рублей облагаться налогом не будет.
"Это задает объем тех прав, которые будет получать будущий пенсионер. С большей зарплаты он даже не может заплатить, это немного ограничивает его права, но делает посильными для всей бюджетной системы в будущем", - отметил источник. В то же время он подчеркнул, что гражданин может делать самостоятельные отчисления в систему добровольных пенсионных накоплений.
По его словам, предложения Минздравсоцразвития - это умеренный вариант небыстрого наращивания прав пенсионеров. Он отметил, что, по оценке ряда экспертов РСПП, это означает занижение пенсий в будущем, поэтому эти эксперты даже предлагали оставить ЕСН на уровне 26%, но полностью ликвидировать регрессивную шкалу.
По мнению Минфина, Минздравсоцразвития выдвинул такие предложения, "скорее, в рамках понимания ограниченности ресурсов и желания не увеличивать ЕСН впоследствии еще сильнее".
С учетом всех предложений Минздравсоцразвития коэффициент замещения пенсий будет постепенно снижаться с 26,2% в 2010 году до 22,9% в 2023 году.
"Мы в Минфине считаем, что снижать коэффициент нельзя, нужно вернуть его к уровню 30%, как было в 2000-2001 годах", - сказал источник. В связи с этим Минфином был предложен свой вариант реформы налогообложения работодателей и работников.
"Мы нашли источники, считаем, что это можно сделать в более щадящем режиме", - отметил источник и добавил, что Минздравсоцразвития, скорее всего, согласится с их предложениями.
Повышение пенсионного возраста - вопрос времени
Источник также сообщил, что Минфин РФ подготовил анализ возможного повышения пенсионного возраста до 62,5 лет для мужчин и женщин.
"Мы пока никуда это не вносим, не предлагаем, но расчет такой есть", - сказал он.
"Это неизбежно в какой-то момент, вопрос - когда?", - считает источник.
По его словам, расчет Минфина показывает, что если с 2015 года по полгода увеличивать пенсионный возраст мужчин и женщин до 62,5 года, это позволит федеральному бюджету уже в 2015 году сэкономить 0,6% ВВП, направляемых в качестве дополнительных трансфертов в пенсионную систему. Затем экономия будет только возрастать и составит 2,4% ВВП в 2050 году.
Для женщин переходный период занял бы 15 лет, для мужчин - 5 лет.
"Дефицит пенсионной системы сейчас везде, и женщинам поднимают пенсионный возраст, потому что женщины живут дольше", - сказал источник, комментируя опыт других стран. Он также обратил внимание, что доля пенсионеров-женщин в пенсионной системе очень большая.
В то же время он отметил, что можно рассматривать разные варианты, в том числе повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет, а мужчин - с 60 до 62,5 лет.
Кроме того, источник сообщил, что в России, в отличие от других стран, доля работающих пенсионеров уже достигла 35%. "Такого нигде нет, работающих пенсионеров должно быть 10-15%", - сказал он.
"Когда 35% (работающих пенсионеров), что-то не то с пенсионным возрастом", - полагает источник. Однако он признал, что это связано и с тем, что пенсии в России мизерные, и их не хватает на жизнь.
Он также отметил, что если не повысить пенсионный возраст, то после 2023 года "вопрос о повышении налогов будет стоять еще острее". По его словам, расчет показывают, что коэффициент замещения не достигает 30% после 2030 года, бюджет должен будет сокращать другие расходы или терять коэффициент.
При этом система софинансирования пенсий поднимет средний коэффициент замещения на 0,5-1 п.п., а индивидуальный - на 3 п.п.
Снижение НДС невозможно
"Мы зажаты нашей реальной перспективой в очень серьезные тиски. Когда говорят, давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств и факторов. Выбирается только одно - предприниматели", - заявил А.Кудрин. По его мнению, государство, правительство должно балансировать все составляющие условия экономики.
"Получается, что одновременно идет обсуждение увеличения расходов на образование, здравоохранение, пенсионную систему и обсуждение снижения налогов, как будто в разных мирах живем", - констатировал глава Минфина.
"У нас сейчас есть перегиб такой, что ради экономического роста нам можно не строить дороги, не выплачивать пенсии", - считает он.
Кроме того, Минфин не видит смысла в снижении НДС. По словам А.Кудрина, "именно в этот исторический период, когда у нас есть проблема перегрева и высокой инфляции" снижение НДС может дать прирост ВВП в размере 0-0,1%. А.Кудрин отметил, что, по оценке Минэкономразвития, прирост ВВП составит 0,3-0,4%, но и они признают, что эффект исчезнет в течение 3 лет.
По расчетам Минфина, снижение НДС до 12% с 2010 года приведет к увеличению инфляции на 3,8 п.п. в этот год. Затем инфляционный эффект будет снижаться в течение нескольких лет до 0,3%, но за 15 лет накопленная инфляция может составить 13-15%.
Комментируя влияние снижения НДС на машиностроение, которое считается одним из бенефициаров такого шага, А.Кудрин отметил, что снижение инфляции более важно для машиностроительных предприятий, чем снижение НДС.
"Снижение инфляции будет более серьезной поддержкой экономическому циклу, потому что там нужны дешевые кредиты на длительный срок, а НДС - третья, пятая, десятая позиция", - считает он.
"В ближайшие годы у нас вообще нет проблем экономического роста с точки зрения налогов. У нас есть проблема, связанная с инфляцией, с институтами, с административными барьерами, с судебной системой, с качеством администрирования государственных органов", - уверен глава Минфина.
Повысить эффективность расходов
Минфин РФ осенью начнет готовить программу повышения эффективности расходов, сообщил А.Кудрин.
"Постепенное сокращение доходов бюджета и рост социальных расходов в результате старения населения ведут к необходимости принятия серьезных мер для повышения эффективности бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Нам необходимо проходить серьезную программу повышения эффективности бюджетных расходов", - заявил он.
"Мы и сейчас в рамках ФЦП стараемся быть ориентированными на результат, но специальные процедуры, механизмы по повышению эффективности будут более серьезно, интенсивно заявляться", - сказал глава Минфина.
Расходы консолидированного бюджета на оплату труда выросли с 5,4% ВВП в 2001 году до 7,3% ВВП в 2007 году.
В 8 странах ЕС и странах Юго-Восточной Европы, которые сопоставимы с Россией по показателям доходов на душу населения, фонд оплаты труда несколько выше, чем в России, и в 2002-2005 годах составлял 8,5-8,7% ВВП. Но в России доля занятых в госсекторе выше в 1,5-2 раза, чем в этих странах.
"Соответственно зарплата в бюджетной сфере в 1,5-2 раза ниже, чем могла бы быть, если бы мы оптимизировали численность занятых", - считает А.Кудрин.
Кроме того, он считает, что России требуется оптимизация правоохранительных органов и органов безопасности.
"Количество правоохранительных органов у нас уже избыточно. Количество милиции на душу населения в России уже превышает в разы показатели других стран", - сказал глава Минфина.
Перспективы
Минфин планирует к 25 августа внести в правительство проект бюджетной стратегии на период 2023 года, которая будет включать в себя предложения по финансированию пенсий.
По мнению А.Кудрина, разрабатывать новый 15-летний план нужно будет примерно через 2 года, но к этому времени необходимо подготовить специалистов в министерствах, которые смогут анализировать структурные изменения в экономике и прогнозировать будущие показатели. "Как оказалось, люди не готовы заглядывать вперед на 15 лет", - пояснил он. По его словам, Минфин и Минэкономразвития работают с экспертами, а другие ведомства пока в меньшей степени готовы представлять качественные прогнозы.
Примерно в 2012 году планируется начать разработку финансового плана на 50 лет, сказал А.Кудрин.
Обзреватель Анна Улаева