Десять лет и один день
Алексей Кудрин полагает, что доверие инвесторов за 10 лет после дефолта 1998 г. полностью восстановлено, и рассказывает, куда делись $4,8 млрд, брошенные на рынок для поддержания рубля
Москва. 18 августа. INTERFAX.RU - Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что за прошедшие после дефолта 10 лет России полностью удалось восстановить доверие инвесторов, о чем свидетельствует присвоение стране инвестиционного рейтинга.
В беседе с журналистами бывший в 1998 году заместителем министра финансов Кудрин рассказал о своих воспоминаниях о том времени, о факторах, которые вызвали кризис и о том, какую роль сыграл в этом МВФ.
Причины кризиса
По словам Кудрина, проблема кризиса была предрешена небольшим объемом золотовалютных резервов и падающей ценой на нефть - в мае 1998 года она снизилась до $8 за баррель, при средней годовой цене $12.
"Можно сказать, что был виновен мировой рынок, но это было бы неправильно, потому что мы должны были всегда быть готовы к этой ситуации и иметь достаточные ресурсы и меньшие обязательства. Эта ответственность была чрезмерной", - сказал Кудрин.
Он пояснил, что падение цены на нефть привело к тому, что валютные обязательства государства превысили объем валюты, который у него был. По его словам, у инвесторов сложилось ощущение, что объем обязательств в валюте может стать больше, чем валютных ресурсов и потока валюты, банки начали менять валюту, покупать фьючерсы, кто-то стал выводить деньги.
Вице-премьер отметил, что дефолт произошел, когда объем вывода валюты превысил размер золотовалютных резервов. Когда резервов не хватило, началась девальвация рубля, с 6 рублей за доллар он упал до 18, 20 и т.д. При этом банки стали выводить валюту по любому курсу, который на тот момент был возможен, чтобы предотвратить еще большие потери. Это и привело к обвальному падению курса рубля.
По данным Кудрина, отток капитала в 1998 году составил $10-11 млрд (в определенные периоды он достигал $20 млрд) при объеме золотовалютных резервов $12 млрд.
"Помощь" МВФ
Алексей Кудрин считает, что кризиса могло и не произойти, если бы Международный валютный фонд (МВФ) увеличил свои резервы на Россию на $10-20 млрд.
"Но МВФ сказал: получите $11 млрд, но только частями - сейчас $4,8 млрд, а если будете хорошо себя вести, то в течение года, может быть, еще до $5 млрд", - вспоминает министр.
По его словам, аналитики за неделю почитали, что $4,8 млрд не хватает и "наши ценные бумаги посыпались". Сам МВФ уверял, что этого достаточно и все будет нормально, а их эксперты считаются самыми лучшими в мире по работе в таких условиях. Кудрин говорит, что потом МВФ серьезно винили за то, что он не смог правильно рассчитать тенденции. "Он для того и существует, чтобы приезжать, считать, помогать. От этого зависит целая страна, целая экономика, люди, их зарплаты и социальная стабильность", - подчеркивает министр финансов РФ.
"Я, честно сказать, считаю, что МВФ частично виновен в кризисе. Если уж вы из МВФ и есть программа (помощи - прим. ИФ), если уж вы приехали помогать, то тогда помогайте, чтобы это предотвратить, и критический запас должен был быть достаточным", - сказал глава Минфина, признав, что и правительство было виновно в том, что допустило такую ситуацию.
Кудрин говорит, что правительство не пошло на "превентивную" девальвацию, которая могла бы сгладить ситуацию, потому что опасалось порождения цепной реакции. Кроме того, оно надеялось на поддержку МВФ.
"Мы члены МВФ, с ними работаем, есть программа, мы готовы были внести ее в парламент и утвердить. Надо было $10-20 млрд" - говорит министр, отмечая при этом, что МВФ дал Польше $50 млрд, когда ей было нужно. "Ей почему-то больше доверяли. Сейчас вот Грузии пообещали. Значит, иногда здесь есть и политика", - сказал вице-премьер.
Куда делись $4,8 млрд?
Глава Минфина рассказал, что когда начался массовый вывод валюты из России, ЦБ, получив валютный кредит на $4,8 млрд, сразу "бросил" его на рынок для поддержания курса рубля. "До сих пор ищут, куда делись эти деньги. Следственный комитет считает, что деньги получили банки на спецсчета и увели их за рубеж, а происходила самая обычная покупка валюты на рынке", - объясняет Кудрин. По его словам, доллары покупали банки и курс менялся каждый день.
"У следователя, не знакомого с финансовой техникой, могут возникнуть вопросы: почему сегодня продали по такому курсу, на следующий день по другому, почему государство продавало валюту, куда делся кредит, почему именно этим банкам?" - говорит Кудрин, обращая внимание на то, что если посмотреть всю цепочку движения этого кредита МВФ, то получается, что он пришел в ЦБ и ушел на офшорные счета, поэтому стали искать виноватых.
Но, по мнению Кудрина, найти их невозможно, потому что эта валюта вышла на рынок поддержать курс и ее покупали те, кто старался вывести свою прибыль на счета за рубежом, чтобы сохранить свои деньги, потому что в тот момент в России все теряли в долларах.
Самые яркие впечатления
В то время Кудрин, в частности, отвечал за взаимодействие с МВФ по программе структурных мер. В августе 1998 года он был в отпуске в Великобритании и каждый день следил за ситуацией в России. По его словам, он увидел, что рынок ценных бумаг обрушивается и понял, что идет отток капитала.
"Потом мне стали звонить и говорить, что начались margin call (требование о внесении дополнительного обеспечения, которое кредитор предъявляет заемщику, когда стоимость залога опускается ниже определенного уровня - прим. ИФ). Я просто пошел, взял билеты и полетел в Москву, потому что мне было понятно, что что-то сейчас произойдет. Я прилетел 16-го вечером и пришел в кабинет Задорнова, а он редактировал текст заявления правительства", - говорит Кудрин.
"Конечно, я переживал, вся работа за несколько лет насмарку" - вспоминает он.
Минфин не ожидал такой цепной и спонтанной реакции бизнеса и настолько большого недоверия к рынку.
Доверие инвесторов восстановлено
Алексей Кудрин считает, что с периода дефолта 1998 года России полностью удалось восстановить доверие инвесторов, об этом свидетельствует присвоение стране инвестиционного рейтинга со стороны ведущих мировых рейтинговых агентств. Кроме того, за 10 лет накоплен достаточный объем золотовалютных резервов, который обеспечивает запас прочности экономики.
По словам министра финансов, повышение агентством Moody‘s кредитного рейтинга России в период кризиса является высокой оценкой и означает усиление позиций страны. Также, по мнению Алексея Кудрина, очень значимым является повышение агентством S&P рейтинга российской банковской системы.
"Повышение кредитных рейтингов в период мирового финансового кризиса я считаю заслугой", - говорит он.