ООН в действии: такие сложные решения
Как ожидается, сегодня Совбез ООН рассмотрит документ о прекращении огня, подписанный президентами России и Грузии. Уже сейчас очевидны два спорных пункта
Москва. 18 августа. INTERFAX.RU - План урегулирования грузино-югоосетинского конфликта, предложенный французскими лидером Николя Саркози и подписанный президентами России и Грузии, сегодня, как ожидается, будет рассмотрен Советом безопасности ООН для принятия соответствующей резолюции. Камнем преткновения, по всей видимости, станут два вопроса – о территориальной целостности Грузии и о миротворческих силах в регионе, по которым Россия и Запад пока не находят точек соприкосновения.
Неделимое целое
Западные лидеры согласны обсуждать статус Абхазии и Южной Осетии только при сохранении территориальной целостности Грузии. Об этом без обиняков заявили президент США Джордж Буш, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози.
Выступая перед журналистами на своем ранчо в Коруфорде, американский президент подчеркнул, что Южная Осетия и Абхазия являются и останутся частью Грузии внутри признанных государственных границ. "Дискуссий в этом вопросе быть не может", - подчеркнул Буш. Ранее госсекретарю США Кондолизе Райс удалось убедить Михаила Саакашвили, что план из 6 пунктов не ставит под сомнение принадлежность двух республик Грузии. В итоге грузинский президент подписал документ.
В том же духе высказалась и побывавшая сначала в Сочи, а потом в Тбилиси канцлер ФРГ Ангела Меркель. В отличие от Николя Саркози, который на переговорах в Москве не смог защитить пункт о территориальной целостности Грузии, ограничившись рассуждениями о ее государственном суверенитете, Меркель прямо заявила Дмитрию Медведеву о необходимости придерживаться рамок международного права. "Мы не можем ждать еще 15 лет для урегулирования этого конфликта, пока мы не найдем стабильного решения. Исходным пунктом должна стать территориальная целостность Грузии", - подчеркнула канцлер на пресс-конференции в Сочи. Позже она подтвердила свою позицию на переговорах в Тбилиси.
Вернувшись на родину, Николя Саркози в свою очередь также стал выражаться более четко. На его встрече с Кондолизой Райс, которая посетила Францию по пути в Тбилиси, наряду со словами "независимость" и "суверенитет", произнесенными в адрес Грузии, прозвучала также "территориальная целостность".
Москва, как известно, согласна признать право грузинского государства на независимость и суверенитет, однако Южная Осетия и Абхазия, по мнению российских властей, должны самостоятельно определить свою судьбу. Дмитрий Медведев на днях заявил, что Россия поддержит любое решение этих республик об их статусе и будет его гарантировать. В свою очередь южноосетинский и абхазский лидеры подтвердили курс своих народов на независимость. По их мнению, сейчас у непризнанных республик больше шансов получить международное признание, чем до нападения на Цхинвали.
Невооруженные формирования
Второе серьезное расхождение между Россией и Западом наметилось по вопросу нахождения в зоне конфликта миротворческих сил. Один из пунктов плана Саркози, как известно, предполагает увеличение полномочий российских миротворческих сил, действующих по мандату ОБСЕ, до тех пор, пока не будет восстановлено доверие между осетинами и грузинами. В частности, им разрешено углубляться внутрь грузинской территории на расстояние не более 10 километров.
На Западе предполагают, что это мера краткосрочная и временная. По мнению представителей большинства стран Евросоюза и США, восстанавливать доверие между грузинами и осетинами куда сподручнее будет международным наблюдателям и "голубым каскам", чем российским военнослужащим, которые уже стали одной из сторон конфликта. Тринадцатого августа на внеочередном заседании совета ЕС многие европейские государства выразили готовность отправить свои миссии на территорию Южной Осетии в качестве наблюдателей. При этом большинство стран Евросоюза поддержали предложение США сформировать в зоне конфликта международные миротворческие силы под эгидой ООН. Напомним, что сейчас ООН имеет на территории Грузии лишь миссию военных наблюдателей, состоящую из 136 человек. В их задачу входит наблюдение и контроль за выполнением Соглашения о прекращении огня и разъединении сил 1994 г.; наблюдение за деятельностью миротворцев; контроль зоны безопасности; наблюдение за районами хранения тяжелого вооружения и другие мероприятия, связанные с мониторингом ситуации в регионе. В боевых действиях наблюдатели миссии ООН не участвуют.
Российская сторона в целом не возражает против усиления присутствия международных наблюдателей в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Говоря о предложении председательствующей в ОБСЕ Финляндии расширить группу военных экспертов этой организации с 10 до 100 человек, постпред РФ при ОБСЕ Анвар Азимов заявил, что Россия, скорее всего, примет положительное решение по данной инициативе. Однако, добавил постпред, необходимо сначала "четко определить функции, конкретные задачи и сферу ответственности этой миссии".
Уточнение Азимова не случайно. Россия не возражает против наблюдателей, но очевидно не хочет присутствия международных вооруженных формирований в регионе. Дмитрий Медведев после встречи с Ангелой Меркель, которая также настаивает на привлечении к урегулированию конфликта многосторонних миротворческих сил, заявил, что этот вопрос также должны решать югоосетины и абхазы. "Проблема заключается в том, что сами югоосетины и абхазы никому, кроме российских миротворцев, не верят", - подчеркнул президент РФ. Приведя в пример историю с признанием независимости Косово, он напомнил, что "косовская сторона отклонила участие соответствующих миротворческих образований по мандату ООН и попросила, чтобы это были миротворческие подразделения, созданные на основе специального мандата Евросоюза". Выступление Медведева, очевидно, нужно понимать в том смысле, что если Абхазия и Южная Осетия выскажутся против "голубых касок" в пользу российских миротворческих сил (что не вызывает никаких сомнений), международное сообщество должно пойти им навстречу.
Идеальный с точки зрения Запада план урегулирования конфликта описал в интервью еженедельнику Journal du Dimanche министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Сначала в срочном порядке в Грузию направляются наблюдатели ОБСЕ и ЕС. "Это единственный способ избежать провокаций и добиться вывода российских сил", - подчеркивает дипломат. Далее через несколько недель к ним на помощь приходят международные миротворческие силы по поддержанию мира. При условии, что обе стороны будут придерживаться заключенного соглашения, данная война станет одной из самых кратких в истории, уверен Кушнер. Однако чтобы эти прогнозы начали сбываться, членам Совбеза ООН необходимо преодолеть противоречия, а это, судя по всему, опять будет весьма не просто.