Старая песня о главном

Фильм "Ариран" южно-корейского режиссера Ким Ки Дука это рассказ о том, почему он перестал в какой-то момент снимать кино, стал отшельником и исключил контакты с внешним миром

Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU – Корейский кинорежиссер Ким Ки Дук уже три года живет в доме в горной деревне. Если быть точным, он живет в палатке, которая стоит прямо в доме. Он топит буржуйку, варит эспрессо в кофемашине, которую собрал сам, в туалет ходит на улицу, единственная его компания это местный кот. С какой целью известный кинорежиссер стал вести такой отшельнический образ жизни? Судя по тому, что мы следим за происходящим на экране, целью был этот фильм. Немного позже мы поймем, что фильм этот исповедь и узнаем о Ким Ки Дуке много нового.

Фильм "Ариран" впервые был показан в прошлом году на Каннском кинофестивале, в программе "Особый взгляд", где и получил главную награду.

Как признается сам Ким, он хочет снять не документальное кино, но драму. Помимо собственно признания, которое уже само по себе превращает эту историю в драму, режиссер добавляет еще немного чисто нарративных элементов в виде убийств и самоубийства, тем самым действительно выходя за границы документального кинематографа. Назвать работу мокьюментари, или фиктивным доку, тоже не поворачивается язык, ведь все, что Ким Ки Дук наговаривает на камеру - правда, а его слезы и отчаяние настоящие. В этом смысле режиссер снял по настоящему новаторское кино, которое пытается осмыслить не только природу чувств художника, но и природу самого кино.

Многие кинорежиссеры приходят к подобным моментам в своей жизни, когда требуется ответить не на вопросы других, а на свои собственные, но с помощью языка, которые за годы творчества стал родным, языка кино. Так было и с Такеши Китано, когда в разгар своего творческого кризиса он снял фильм "Такешиз" или с Федерико Феллини, примером может служить его "8 1/2". Ким Ки Дук, правда, в отличие от своих коллег, не использует экстравагантные приемы, чтобы признаться самому себе в том, что эмоции в данный момент жизни не помогают ему заниматься творчеством, а, наоборот, блокируют восприятие окружающего мира и тем самым обратный процесс, создание художественного произведения, становится невозможным. Он просто в буквальном смысле уходит в горы, чтобы подумать и записать на видео свои размышления.

Толчком к преодолению эмоционального кризиса для режиссера становится народная корейская песня "Ариран", которую он поет, когда напивается соджу, корейским вариантом русской водки. Этот символ Кореи, песня, а не водка, помогает ему осознать не только свою национальную принадлежность, но и ее место в мультикультурном мире, в котором он, по большому счету, живет уже много лет, посещая международные кинофестивали и, по мнению многих, представляя свою страну по всей планете. Это, конечно, не единственный вывод, сделанный Ким Ки Дуком в отшельничестве. Но о том, что именно корейская культура помогла ему справиться с внутренними проблемами, говорит именно название песни, ставшее и названием этого фильма. Убедиться в том, действительно ли справился кинорежиссер с кризисом, российские зрители смогут уже на этой неделе, когда в кино выйдет его последняя работа, фильм "Пьета", получивший на кинофестивале в Венеции в этом году 4 приза, включая самый главный - Золотого Льва.

Обозреватель Артем Ушан

Новости