Государство не сможет откупиться от рецессии
Накануне совещанияпо макроэкономике экономисты ВШЭ написали премьеру доклад с предложением срочно начать улучшать институты власти, чтобы избежать стагнации или даже рецессии в ближайшие годы
Москва. 13 ноября. FINMARKET.RU - Не успел Росстат отчитаться о снижении темпов роста в третьем квартале, как в правительстве вновь разгорается дискуссия о том, как России вернуть бодрое развитие экономики и не впасть в стагнацию. Этой дилемме будет посвящено совещание по макроэкономике у премьера Дмитрия Медведева, которое должно состояться на этой неделе.
Прежняя модель экономического роста, основанная на постоянного увеличении потребления, исчерпала свой ресурс, что грозит стране скатыванием в рецессию.
В этих условиях наименее финансово затратным и самым эффективным способом стимулирования роста является улучшение инвестиционного климата. Альтернативой могут быть только масштабные госинвестиции в инфраструктуру за счет наращивания дефицита бюджета.
Но даже если правительство решится на то, чтобы отказаться от бюджетной стабильности в пользу роста, результата, сопоставимого с улучшением делового климата, это не даст, так как эффект от госинвестиций очень ограничен по времени.
Доклад с этими выводами направили накануне совещания в правительство экономисты Центра развития ВШЭ (с ними ознакомился "Финмаркет ").
Экономика тормозит
Во втором и третьих кварталах российская экономика почти прекратила расти, обращают внимание экономисты.
- Темпы роста с устраненной сезонностью с 1,7-1,6% к предыдущему кварталу во второй половине 2011 года упали до 0,1% во втором квартале 2012, и лишь немного выросли в третьем — до 0,5% по оценке Минэкономразвития или 0,6% по оценке Росстата к предыдущему кварталу (ЦР ВШЭ дает оценку в 0,3-0,4%). Оценка Росстат год к году — 2,9%.
- Инвестиции в основной капитал снизились в реальном выражении на 0,7%, а в третьем квартале – уже на 0,8% в расчете год к году.
- Всю первую половину года сокращался экспорт: в реальном выражении на 0,9% в первом и еще на 0,5% во втором квартале в расчете к предыдущему периоду.
- И даже основа роста — увеличение спроса со стороны населения - замедлилось с 1,8-1,9% во второй половине 2011 года до 1,6% в первой половине этого.
- Сокращение импорта, положительно сказавшееся на состоянии платежного баланса страны, происходит за счет снижения спроса на инвестиционные товары (комплектующие, промышленное оборудование), а вот импорт потребительских товаров продолжает расти, подавляя частный спрос на отечественные товары.
- При нынешних ценах на нефть и масштабах оттока капитала уже в четвертом квартале платежный баланс может стать отрицательным. Если он уйдет в минус более чем на 1% ВВП ($4 млрд за квартал), то девальвация рубля станет неизбежной.
- Если бы не резкий рост спроса со стороны государства, то российская экономика сократилась бы уже во втором квартале.
Особенно тревожит авторов доклада, что тот небольшой рост, который есть, обеспечивается почти исключительно за счет добычи полезных ископаемых, предприятий первичной переработки сырья, а также роста розничного товарооборота и платных услуг населению. А высокотехнологичные отрасли переживают либо спад, либо стагнацию.
Рост потребительского кредитования, поддерживавший бурный частный спрос, в сентябре уже начал замедляться.
Возможности государства стимулировать рост доходов населения ограничены, а продолжение стагнации в промышленности может прекратить рост зарплат работников.
Инерционный сценарий
Если экономика будет развиваться также, как сейчас, то показатели макроэкономического прогноза, на которые опирается вся госполитика, станут недостижимыми (рост ВВП на 3,7% в 2013 и на 4,3% в 2014 годах), что "ставит под сомнение устойчивость текущих социально-экономических процессов ", предупреждают в ВШЭ.
- Рост ВВП упадет до 1,3% в 2015 году. Экономика будет постоянно стремиться уйти в рецессию.
- Из-за попыток обеспечить бездефицитность консолидированного бюджета в 2015 году, объем инвестиций начнет сокращаться (-3,7%). В первую очередь будут урезаны капитальные вложения региональных и местных бюджетов, которые преимущественно идут в автодороги и другую инфраструктуру.
Два выхода
У государства есть два способа стимулирования экономического роста:
- бюджетные инвестиции и
- улучшение институциональной среды.
Бюджетное стимулирование:
- госинвестиции в развитие инфраструктуры в размере 1% ВВП способны дать 0,12 п.п. дополнительного прироста экономики просто за счет увеличения инвестиций, и еще 0,04 п.п. - за счет снижения издержек в экономике, появления новых возможностей и рынков, улучшения имиджа страны;
- если инвестиции в инфраструктуру будут обеспечены не за счет увеличения расходов бюджета, а за счет снижения других расходов, например, на закупку вооружений, то прибавка будет всего 0,1 п.п.;
- если это произойдет за счет увеличения дефицита бюджета, то прирост от каждого 1% ВВП бюджетных инвестиций составит 0,13 п.п. Приемлемый дефицит бюджета для России - не более 1,5% ВВП, следовательно, вся "инфраструктурная прибавка " может составить не более +0,16 п.п.
Улучшение институтов и делового климата:
- менее затратно;
- остановит бегство капитала,
- приведет к росту инвестиций.
Цена плохих институтов: по рейтингу Венского института менеджмента (IMD) качество базовых государственных институтов России отстает от развитых стран на 3-4 балла. Сокращение отставания на каждый бал могло бы обеспечить нашей экономике дополнительные 0,31 процентных пункта роста.
Антон Струченевский, старший экономист Sberbank Investment Research
"Гораздо эффективнее стимулировать экономический рост улучшением институциональной среды. В России не получается госрасходами что-то стимулировать. Все заканчивается скандалами с разворовыванием, коррупцией.
Но изменить институциональную среду в одночасье тоже нельзя. Реальных подвижек пока не много.
Лучший способ стимулировать увеличение ВВП – поддержать частный сектор, развитие которого и определяет экономический рост с 1999 года. Это возможно сделать проведением разумной, сбалансированной макроэкономической политики, направленной, прежде всего, на снижение инфляции, что сделает более доступными кредиты. В этом направлении государство умеет позитивно действовать ".
Владимир Тихомиров, главный экономист ФК "Открытие"
"В краткосрочной перспективе более эффективны для ускорения роста госинвестиции, в долгосрочной – улучшение среды. Без улучшения среды у государства рано или поздно иссякнут деньги. Создание нормальной экономической модели, которая могла бы сама себя обеспечивать инвестициями, а не надеяться на растущие государственные вложения - более стабильный путь для экономики.
Наш большой опыт показывает, что госинвестиции сопряжены с их очень неэффективным использованием. Они могут быть большими, но не приводить к значимым макроэкономическим результатам. Ценность проектов определяется бюрократами, что не всегда ориентирует их на потребности рынка.
А вот улучшения институциональной среды у нас за последние годы произошли достаточно заметные. Банковская система у нас сейчас не такая, как была в 90-е годы. Налоговая система сильно изменилась: тогда просто не платили налоги.
Требуется снижение роли государства не только в экономике, но и в политике: нужна децентрализация власти, создание системы контроля над государством не с помощью государственных же органов, а реальной оппозицией.
Можно обеспечить экономический рост через увеличение потребления населением. Этим путем идут классические нефтяные страны. Но есть большой шанс, что потребление пойдет на увеличение импорта, а не создание собственной производственной базы. Но нефтяные доходы – конечны. Не потому что нефть закончится: появляются другие источники энергии ".
Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система "
"Проще добиться экономического роста госрасходами. Пусть они у нас не очень эффективные. Но механизм более или менее понятен, есть, может быть, несовершенные, инструменты контроля, есть законы и понятны потребности общества: здесь надо построить дорогу, мост, починить канализацию.
С институтами - все очень сложно. Например, у нас могут быть весьма неплохие законы, основанные на лучших зарубежных практиках. Но законодательная власть мало думает над тем, как адаптировать эти законы к нашим реалиям, чтобы людям было удобно ими пользоваться. Органы исполнительной власти не следят за их соблюдением. А граждане привыкли не жить по этим законам. Поэтому попытки улучшения институциональной среды через нормотворчество могут закончиться ничем: не по закону люди живут. Здесь мало что-то пообещать. Нужна методичная многолетняя работа, например, по соблюдению верховенства закона. Работа с неформальными институтами гораздо тяжелее, чем с законами, поскольку вообще нигде не описана.
В зависимости от того, какой рост нужен, существуют разные альтернативы. Если краткосрочный, то достаточно простимулировать траты частного сектора. Потребление населения или государства, инвестиции бизнеса. Например, инвестиции могли бы быть увязаны с модернизацией. Запустить ее несложно, одним из эффективных способов являются техрегламенты.
Но не должно быть как у нас в нефтепереработке: приняли решение перейти на бензин "Евро-Х ", а потом откладываем, потому что кто-то не успел модернизировать мощности. А у нас так происходило неоднократно. Причем в отстающих модернизаторах нередко значились госкомпании. Если власти, принявшие решение, со своими собственными компаниями управляться не могут, что же говорить про остальную экономику?
С реформы электроэнергетики прошло сколько лет, а результата ожидавшегося нет. Почему? То обещанный RAB (метод расчета тарифа с учетом возврата инвестиций – "Финмаркет ") решили не вводить, то и вовсе развернуть уже проведенную приватизацию.
В этом году на фоне выборов ограничили индексацию тарифов, перенесли ее на середину года. Если государство хочет здесь рулить, то оно может восполнять дефицит частных инвестиций (ради которых приватизировали в свое время) за счет бюджета. Тоже могло бы и сети, инфраструктуру улучшить и росту помочь.
Для долгосрочной модели инновационного роста Минэкономразвития хотело бы видеть бОльшую норму сбережений. Классики считали, что чем больше вы сберегаете, тем больше будет рост экономики: сбережения инвестируются в производственные мощности и превращаются в новую продукцию. Но они не видели проблемы спроса. А парадокс бережливости Кейнса говорит, что когда вы сберегаете, вы сокращаете свое текущее потребление, то есть сегодняшний ВВП. Завтра спрос и предложение, может быть, станут больше, а может и нет.
Между прочим, у нас одна из самых неэффективных стран с точки зрения соотношения сбережений и инвестиций. Этот показатель у нас - худший среди стран БРИКС. Это означает, что наши собственные сбережения мы не превращаем в инвестиции. Мы их экспортируем.
Говорят, что нет подходящих инвестпроектов. Но такого не может быть. Просто люди боятся размещать деньги в этой стране ".