Война объективов. Взгляд фотоагентств

Пока военные сражались в зоне конфликта, блогеры, уютно устроившиеся в креслах перед мониторами, остервенело спорили о подлинности снимков фотографа Глеба Гаранича

Фото: Reuters

Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Разворачивать дискуссию в Живом Журнале о подлинности или неподлинности фотографий из зоны военного конфликта так же безопасно и просто, как плеваться ядом на выпуски новостей в экран телевизора, сидя в тапках на мягком диване. Тем не менее, споры разгораются каждый раз, когда политические амбиции обращаются в залпы орудий. Случившаяся война не стала исключением.

Блогосфера всполошилась сразу после появления первых фотографий из Гори, которые сделал для агентства Reuters Глеб Гаранич и которые многие посчитали постановочными, причем представители ультраправой среды оказались наиболее громкими ораторами и активными распространителями информации о том, что с фотоленты Reuters поступают постановочные снимки.. ЖЖ-аудитория моментально разделилась на два противоположных лагеря: одни обвиняли, другие, как водится, защищали, тот же Восток и Запад только в профиль. Как говорит герой одной повести Генри Джеймса, " пресса – сторожевой пес цивилизации, а на сторожевых псов – тут уж ничего не поделаешь, - бывает, находят приступы бешенства".

ЖЖ-юзеры давно примеряют на себя журналистскую роль экспертов и в случае "удачной и скандальной" находки молчать не будут. Основные обвинения были предъявлены к кадрам, снятым Гараничем на улицах Гори, на которых мужчина оплакивает погибшего родственника. Фотографа обвинили в том, что для съемок сцены отчаяния тело убитого перемещали в поисках душераздирающего ракурса. Аргументы, прямо скажем, были приведены малоубедительные: на глаз измерялось расстояние от местоположения тела до ближайшего столба и до ближайшей стены, высказывались недоумения по поводу того, как лежит убитый, лицом вниз и лицом вверх и т.д.

Interfax.ru связался со штаб-квартирой агентства Reuters в Лондоне для получения комментариев. Глава пресс-службы Reuters Софи Брэндл сообщила, что "любые обвинения в том, что фотографии агентства (Reuters – ИФ), снятые в Грузии после бомбежки жилого дома в Гори были постановочными, ложны, в качестве доказательства мы приводим раскадровку снимков". Фото

Экскурс в историю: Надо отметить, что похожий эпизод имел место быть в истории работы агентства. В 2006 г. во время ливано-израильской войны Reuters вынуждены были признать факт фальсификации снимков и отозвать ряд фотографий из своего архива из-за обвинений внимательных блогеров. Фотограф Аднан Хадж, работавший для Reuters на фрилансе, был уволен, а его фото были изъяты из фотоленты Reuters после того, как подтвердились факты использования компьютерной обработки кадров, инсценировки и "режиссирования" запечатленных объектов, а также присваивания ложных подписей фотографиям, сделанным в разное время и в разных местах Бейрута. Тогда случившемуся присвоили свой термин "Хезболливуд" ("Хезболла"+"Болливуд" – ИФ). Пользователи блогов уже тогда активнейшим образом участвовали в разборе снимков, а потому сейчас семена недоверия к фотографиям и их автору попали на благодатную почву, а сама тема фотофэйков "обречена" на читаемость и обсуждаемость.

Через несколько дней скандал вокруг фотографий Гаранича вышел на новый вираж: в кэше "Яндекса" бдительные граждане отловили довольно циничное "интервью", которое фотограф якобы дал главному редактору радиостанции "Эхо Москвы" Алексею Венедиктову. Ни в эфире, ни в распечатках на сайте "Эха Москвы" этого текста не нашлось, а чуть позже и сам Венедиктов опроверг информацию о существовании какого-либо интервью с Глебом Гараничем. Последние фото, сделанные им для фотоленты, датированы 14 августа, из этого следует простой вывод: Гаранич, вокруг работ которого развернулись споры и дискуссии, находится в Гори и продолжает снимать.

Как рассказал корреспонденту interfax.ru фотограф журнала "Эксперт" Вячеслав Кочетков, вернувшийся на днях из зоны конфликта, он встречался с Глебом Гараничем в Гори 10 августа, как раз тогда, когда возникли споры о фальшивости снимков. Фотографии, по словам Кочеткова, подлинные, а их автор остается в регионе и продолжает работать с группой коллег фоторепортеров: Давидом Мдзинаришвили, Денисом Синяковым, Нодаром Цхвирашвили и Умитом Бектасом.

Правда, установление подлинности снимков Гаранича и снятие с него обвинений в участии в постановке кадров, идеологическая нагрузка которой была бы понята, не снимает другого вопроса: почему российские фотоагентства в своих подборках представляют преимущественно виды разрушенного Цхинвали, а иностранные - разбомбленного Гори. Вполне возможно, этот вопрос является риторическим. И нужно помнить, что это была война, а она диктует свои условия.

Новости