Окраина ее памяти
Для съемки своего нового фильма "Табу" португальский режиссер Мигель Гомеш использовал старую 16-милиметровую пленку и неиспользуемый больше формат изображения 3:4, что позволило ему достигнуть неповторимой психоделической атмосферы
Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU – Аврора, пожилая женщина из Португалии, доживает свои последние дни, постепенно проигрывая свои сбережения в казино, но она, определенно, жила так не всю свою жизнь. О событиях прошлого мы узнаем совсем скоро, когда героиня на смертном одре попросит своих соседку и женщину, которая ухаживает за ней, найти мужчину из прошлого Авроры, с которым они не виделись много лет. Они действительно находят его - для старого Вентуры история Авроры одно из самых дорогих воспоминаний его жизни. Его мысли связаны с африканским континентом, где судьба свела его с любовью всей его жизни, но не позволила влюбленным быть счастливыми, а, наоборот, разлучила до конца их дней.
Таков сюжет последнего на сегодняшний день фильма португальского режиссера Мигеля Гомеша "Табу", премьера которого состоялась в феврале этого года на Международном берлинском кинофестивале, где он был показан в конкурсной программе. Фильм получил Премию Альфреда Бауэра, основателя Берлинале, за открытие новых путей в киноискусстве, который обычно вручается новичкам в кино. Гомеш был немало разочарован и не скрывал этого, когда поднялся на сцену получать приз. Несмотря на то, что "Табу" - это лишь третья полнометражная работа в его фильмографии, назвать его новичком мало у кого повернется язык - португальский режиссер давно признан кинообщественностью, как один из самых интересных режиссеров современности. Его разочарование решением жюри, правда, смягчил Приз ФИПРЕССИ, Международной федерации кинопрессы, куда более значимая награда.
"Табу" начинается со стилизованного под голливудские фильмы 1930-х годов пролога, а после истории умирающей Авроры, тоже, впрочем, черно-белой, фильм возвращается к такому же изображению, с которого он и начался. Такого рода стилизация для Гомеша не только буквально символизирует прогулку по волнам памяти героев. Сознательный выбор старой 16-милиметровой пленки и такого же старого и неиспользуемого больше формата изображения 3:4 позволяет автору достигнуть неповторимой психоделической атмосферы, свойственной всем работам этого режиссера. Это, кстати, также стало причиной недоумения, вызванного тем, что фильм получил приз за инновации в кино - языку, который выбрал Гомеш, уже много десятилетий, но, похоже, в современном контексте для многих это выглядит, как настоящий прорыв. Так, впрочем, было и с прошлым "оскаровским" фаворитом, французским немым черно-белым фильмом "Артист".
Еще одна интересная сторона "Табу" - это его исключительно киноманский месседж. Мигель Гомеш не только цитирует Мурнау и называет свой фильм так же, как и последняя работа немецкого классика, снятая им совместно с Робертом Флаэрти. Он помещает действие в Африку и превращает этот континент в своего рода окраину человеческой памяти. Такой же окраиной, по мнению режиссера, сегодня является и кино первой половины прошлого века, населенное людьми, которых больше нет. Таким ностальгическим настроением пронизан весь фильм, но в руках Гомеша эта ностальгия все же теряет свои отчаяние и грусть. Наверное, это и стало поводом объявить его киноноватором.
Обозреватель Артем Ушан