Румынский Сайлент Хилл

В прокате сейчас новый фильм Кристиана Мунджиу, режиссера, которого привечают Канны, и имя которого напрямую ассоциируется с так называемой "румынской новой волной". На этот раз за остросоциальным материалом Мунджиу отправляется в монастырь

Москва. 31 октября. INTERRFAX.RU - Сюжет к истории фильма Кристиана Мунджиу подсказало журналистское расследование Татьяны Никулеску Бран, которая несколько лет возглавляла румынское подразделение BBC World в Бухаресте. Случаем гибели девушки в одном из монастырей Никулеску-Бран занималась очень серьезно, а полученные материалы легли в основу нескольких документальных очерков. Мунджиу познакомился с автором текстов, так сказать, по линии землячества, а последующие встречи оформились в творческое сотрудничество, по результатам которого Кристиан Мунджиу домыслил и переработал информацию о монастырском инциденте в будущий сценарий "За холмами".

Предыдущая картина Мунджиу, "4 месяца, 3недели и 2 дня" произвела серьезное впечатление на каннское жюри, в общем-то, историю женской дружбы в условиях суровой румынской действительности автор продолжает и в своей последней картине. Фильмы румынских авторов недаром стремительно были выведены в условную графу национальной кинематографии, потому что кроме как волной этот поток действительно сложно назвать. Тяжелое и противоречивое историческое прошлое страны чрезвычайно органично укладывается в киноязык, используемый Мунджиу и остальными: длинные дубли, продолжительные и растянутые диалоги, перемежающиеся глубоко многозначительными театральными паузами. Эти и многие другие общие характеристики действительно присутствуют в фильмах румынских кинематографистов последних лет. Румынское кино целиком и полностью из театра и философии. И определяют это явление, в общем-то, "И" и "Э" румынской литературы: Ионеско и Элиаде.

Мунджиу как раз и стал одним из тех, кому удалось суммировать, спрессовать, адаптировать, переработать, переосмыслить и органично передать уникальность и самобытность школы румынской философской литературы, которая в культуру европейскую и мировую входила своим, окольным путем. "За холмами" - уже не просто "вхождение" в этот круг, это "восхождение".

По сюжету, подсказанному Мунджиу нашумевшим делом о смертельном случае в монастыре, разлученные обстоятельствами приютские подруги вновь встречаются, когда одна из них возвращается в Румынию, чтобы забрать другую в Германию. В Германии Алина мало что может предложить Войкице, разве что сомнительную работу на корабле, но после детства в румынском детдоме эта перспектива вряд ли может показаться неприемлемой. В общем-то, на два с половиной часа "За холмами" уходит в отчаянную и звериную борьбу Алины с объявшей Войкицу "благостью" и ее новой "семьей". При этом повествование, последовательно выстраиваемое режиссером и сценаристом, весьма сложно назвать строго антиклерикальным манифестом. В этом монастыре Мунджиу противится духовной слепоте, тупой покорности и бессмысленной жестокости, в которую неизбежно погружается человек, не только богооставленный, но и сотворивший себе кумира, заменивший веру рьяным идолопоклонничеством, умещающимся в затрепанный блокнот с перечислением почти полутора тысяч мыслимых и немыслимых прегрешений. А общечеловеческий смысл своего высказывания Мунджиу оставляет на ладони: жизнь на монастырском подворье – это общественная модель, в которой место сирым и убогим в буквальном смысле находится за холмами.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости