Центр развития: обещания Путина невыполнимы

В Центре развития ВШЭ считают, что масштабные и долгосрочные цели, которые Владимир Путин поставил перед российской экономикой во время предвыборной кампании, не будут выполнены. Рост ВВП не будет выше 2% в год, объем инвестиций продолжит снижаться, а производство не сможет стать более конкурентоспособным. Проблем экономике добавят бюджеты регионов, дефицит которых будет расти из-за повышения зарплат бюджетников

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 31 октября. FINMARKET.RU - Макроэкономические показатели, на которые рассчитывает правительство в среднесрочной перспективе и которые уже заложены в бюджетные проектировки, не реалистичны, считают эксперты Центра развития ВШЭ. Максимум на что может рассчитывать Россия - рост ВВП на 2% в год, пишут они в представленной публике в среду презентации. Министр экономического развития Андрей Белоусов говорил, что для выполнения всех предвыборных обещаний президента Путина, России нужен рост экономики в 4-4,5% ежегодно.

Логика рассуждений экспертов такова. В стране подряд происходит абсолютное снижение объемов инвестиций. Сокращается экспорт товаров и услуг. И даже замедление темпов прироста импорта экономистов не радует: сокращается прежде всего ввоз в страну инвестиционных товаров - оборудования и комплектующих, что тесно связано с промышленной активностью.

Зато растет импорт потребительских товаров. Поэтому даже сохранение растущего спроса со стороны населения (хотя темпы этого показателя в 2012 году тоже постепенно снизились до 1,6% в квартал) не поддерживает отечественное производство: внутренний спрос ориентирован на импорт.

Экономисты считают это следствием роста инфляционных ожиданий, которые вряд ли сможет обуздать Центробанк за счет мер по охлаждению потребительского кредитного рынка. Эксперты ВШЭ обращают внимание на ухудшение состояния платежного баланса страны в третьем квартале 2012 года, несмотря на то, что цены на нефть находятся на очень комфортном уровне - чуть ниже $110 за баррель. Отток капитала в последние месяцы стабильно сохраняется на уровне порядка $90 млрд в годовом измерении. Сбережения граждан и бизнеса уходят за границу.

Единственные сектора, которые росли в 2012 году - сырьевые: добывающая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий и прочих неметаллических минеральных продуктов, производство кокса и нефтепродуктов, а также, возможно, оборонно-промышленный комплекс. Высокотехнологические сектора испытывают большие трудности.

Условия для экономического развития могли бы изменить:

  • Радикальные сдвиги в улучшении инвестиционного климата, повышении качества институциональной среды (это могло бы дать увеличение среднего темпа прироста ВВП в 2013-2020 годах в 0,31 процентных пунктов);
  • Госинвестиции в транспортную инфраструктуру (+0,16 п.п.);
  • Увеличение госинвестиций, в том числе за счет сохранения до 2020 года дефицита бюджета на уровне 1,5% ВВП (+0,13 п.п.);
  • Рост госинвестиций в инфраструктуру за счет сокращения программы вооружения (+0,10 п.п.).

К сожалению, в самом приростоемком факторе - улучшении институциональной среды - у государства ложные ориентиры. В рейтинге Doing Business, за которым в последнее время пристально следят все госорганы, Россия улучшила свое положение всего на шесть позиций, а не на восемь, как радостно сообщили многие. За счет изменения методики и пересчета прошлогодних показателей наша страна поднялась со 118 на 112 место. Произошло это преимущественно за счет резкого улучшения качества налогового администрирования. Так составители рейтинга оценили переход налоговиков к приему налоговых деклараций в электронном виде. При этом мнением предпринимателей, удобно ли им сдавать отчетность по новым правилам или нет, никто не интересовался.

Теперь правительство нацелено на столь же радикальное облегчение получения разрешений на новое строительств. Здесь ситуация в России действительно почти катастрофическая: 178 место в мире.

По другому рейтингу - Всемирного экономического форума Global Competitiveness Index - положение России за прошлый год даже ухудшилось: она опустилась на одно место - до 67 из 144 стран. Этот рейтинг хотя и более субъективен, так как основан на опросах экспертов, но отражает реальное изменение условий, в том числе в сфере правоприменения. Позиция России в этом рейтинге могла бы быть хуже, пока страну спасают макроэкономические и бюджетные показатели, которые довольно стабильны.

Проблем с федеральным бюджетом не будет в ближайшие годы, считают эксперты Центра. А вот ситуация с региональными бюджетами их тревожит: на них ложится основная тяжесть по исполнению предвыборных обязательств президента по росту заработной платы для бюджетников. Единственный способ выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году для них - это резко сократить расходы: на 1,1% ВВП. В первую очередь под нож пойдут бюджетные инвестиции, предупреждают экономисты. А это опять ставит под вопрос ожидаемые правительством темпы роста ВВП.

Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко

"Темпы роста российской экономики устойчиво снижаются, и пока не видно того, что может переломить ситуацию. Это совсем не те темпы роста, о которых мечтает российское руководство, и не те, которые хочется видеть нам.

Причина ослабления платежного баланса не в сезонном росте импорта, а в устойчивом росте неторговых операций текущего счета. Если ситуация сохранится неизменной, то уже в наступившем четвертом квартале российский платежный баланс может попасть в состояние неустойчивости: положительное сальдо текущих операций опустится ниже 1% ВВП. Из опыта российской действительности последних 20 лет можно предсказать, что рубль может ослабнуть.

Отсутствие инвестиций означает, что отечественное производство не повышает своей конкурентоспособности. Из такого состояния очень трудно выходить. Не видно ни одного сектора, который может стать драйвером роста для нашей экономики".













Новости