Минфин обиделся на Думу за регионы

Подчиненные Антона Силуанова жалуются Медведеву и Путину на нижнюю палату парламента: депутаты не хотят передавать регионам налоговые доходы и отменять федеральные льготы, несмотря на рост обязательств

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва.26 октября. FINMARKET.RU - Новая бюджетная политика правительства предполагает, что ответственность за бюджетников и их доходы должна почти полностью лечь на плечи регионов.

Президент Владимир Путин пообещал учителям, врачам и соцработникам, что их доходы будут расти, но федерация готова дать только треть необходимых для роста их зарплат средств.

Остальное - а речь идет о сотнях миллиардов рублей - регионы должны заработать сами, чтобы это получилось, им надо передать часть федеральных налогов и, главное, отменить федеральные льготы по налогам, которые формируют казну регионов и муниципалитетов. Правительство приготовило все необходимые законы, но Дума тормозит и не хочет отменять федеральные льготы по налогам для монополий, об этом премьеру Дмитрию Медведеву сообщил министр финансов Антон Силуанов. "Финмаркету" удалось ознакомится с его докладом.

Минфин не прочь лишить льгот монополии

Общая сумма предоставленных налоговых льгот по итогам 2011 года составила 391,9 млрд руб. Федерация отвечает за 55% или 215,6 млрд руб от этой суммы. От остальных денег региональные и муниципальные власти отказались сами, предоставив льготы своим налоговым резидентам.

Самые большие федеральные льготы получают:

  • по налогу на имущество юридических лиц, идущему в региональные бюджеты (их потери составили 193,2 млрд руб.), в том числе, в отношении:

а) магистральных трубопроводов - 82,2 млрд руб. (или 42,5% всех имущественных льгот);

б) железных дорог - 40,6 млрд руб. (21%);

в) линий электропередач - 33,5 млрд руб. (17,3%);

г) федеральных автодорог - 11,9 млрд руб. (6,2%);

  • а также по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, которые наполняют бюджеты муниципалитетов: городов, районов, сельских поселений (из-за "щедрости" федеральных законодателей местные бюджеты недосчитались 22,4 млрд руб.), в том числе:

а) из-за льгот пенсионерам и инвалидам I и II групп - 14,1 млрд руб.;

б) льгот религиозным организациям и учреждениям уголовно-исправительной системы.

Льготы пенсионерам Минфин предлагает не трогать, как имеющие "важное социальное значение", отмена которых способна привести к росту напряженности в обществе. Сокращать преференции физлицам предлагается при введении нового налога на недвижимость. Налогообложение без льгот учреждений ФСИН приведет к росту расходов федерального бюджета, предупреждают финансисты.

Госдума не отдает федеральные льготы

А вот процесс отмены основных льгот для инфраструктурных монополий тормозят депутатами Госдумы. В нижней палате уже есть принятый в июне этого года в первом чтении законопроект сенаторов Вячеслава Новикова и Игоря Шубина, предлагающих лишить льгот по земельному налогу владельцев участков, используемые для нужд обороны, безопасности и таможенной службы. Это могло бы дать регионам в 2013 году дополнительно 2,6 млрд руб.

В августе 2012 года правительство внесло к этому законопроекту поправки, которые депутаты должны были рассмотреть во втором чтении. Предлагается поэтапно, в течение шести лет, отменить льготы по налогу на имущество для магистральных трубопроводов, линий электропередач и железных дорог. В сумме это должно дать регионам дополнительно 902,9 млрд руб за несколько лет.

Депутаты на словах обещают обсудить поправки в профильном комитете, а затем утвердить их, сообщили "Финмаркету" в бюджетном комитете нижней палаты. Но Минфин в это не верит и не готов пока включить доходы от отмены федеральных льгот в план на следующий год.

Минфин местным бюджетам многого не обещает

Минфин не верит в то, что уже в 2013 году произойдет какое-то значимое повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов. В размещенной на днях на сайте ведомства презентации говорится, что муниципалитеты в 2013 году получат дополнительно за счет передачи им новых доходных источников 56,3 млрд руб., что увеличит их доходы на 5%.

Однако 50 млрд руб. из них должен дать налог на недвижимость, который, как утверждает информированный сотрудник Минфина, будет введен не ранее 2014 года, причем только в отношении имущества граждан. Налог ввести физически невозможно - даже о завершении кадастровой оценки объектов налогообложения отчитался пока только 41 регион. А правительственные поправки к принятому в первом чтении еще в 2004 году законопроекту о налоге на недвижимость все еще проходят межведомственные согласования.

Между тем, исполнение предвыборных обещаний президента Путина потребует от региональных и муниципальных бюджетов дополнительно найти 3,4 трлн руб. до 2018 года. Уже 260 млрд руб., по расчетам Минтруда, потребуется в 2013 году. Презентация Минфина это еще раз подтверждает: основную прибавку в финансировании должны обеспечить консолидированные региональные бюджеты.

Вячеслав Новиков, зампредседателя комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам

"Формально прилагать финансово-экономическое обоснование к предлагаемым во втором чтении поправкам к законопроекту не требуется. Однако в данном случае, у депутатов возникли серьезные вопросы, как отмена льгот по имущественным налогам повлияет на тарифы. Естественные монополии, которых касается отмена льгот, начинают "шантажировать" тем, что вынуждены будут увеличить тарифы.

Но я считаю, что, раз проблема льгот по региональным налогам создана на федеральном уровне, и их отмена приводит к серьезным экономическим последствиям общефедерального характера, то и решаться вопрос должен на уровне федерального центра.

Другого варианта, как принимать законопроект до 1 декабря 2012 года, у депутатов нет. По существу, вместе с правительственными поправками он учтен в бюджете на 2013-2015 годы: выделены Минобороны и другим ведомствам средства на уплату земельного налога; дополнительные платежи железнодорожников учитывались при определении объема субсидий РЖД; а нефтяников (как пользователей "Транснефти") - при установлении ставки НДПИ".

Владислав Григоров, ведущий консультант Центра фискальной политики

"Отказ от федеральных льгот по региональным налогам - не единственный механизм увеличения финансовых возможностей региональных и местных бюджетов.

Регионы имеют право увеличивать ставки местных налогов, например, транспортного или земельного. Правда, эти возможности у большинства сильно ограничены. И из-за того, что в значительной степени лимиты роста уже выбраны. Да и увеличение этих налогов ведет к росту социальной напряженности.

Произойдет некоторое увеличение долга субъектов федерации.

Но наиболее вероятно, что на помощь регионалам в очередной раз придет федеральный бюджет. Как это было во время кризиса 2008 года.

Тем более что обещания президента предполагается выполнять не сразу, а в течение шести лет - до 2018 года. Регионам не надо эти показатели достигать завтра. Проблема по мере поступления будет решаться федеральными органами власти".

Новости