Правительство выглянуло в окно

Кабинет министров выслушал предложения Минэкономразвития по приватизации госактивов на следующий год. Предложения, с одной стороны, умеренные по размеру продаваемых пакетов в крупнейших компаниях, с другой - амбициозные по планируемому объему поступлений

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Впрочем, новейшая история приватизации показывает, что правительство предполагает, но не всегда располагает. Помимо влиятельных противников во власти, у продажи госактивов есть серьезный оппонент в лице волатильности мировых рынков.

Для успешной сделки нужно поймать "окно" на рынке, а это, как признал премьер Дмитрий Медведев, государству не всегда удается. Поэтому, оценивая обширные планы на будущее, не лишним будет вспомнить недавнее прошлое: ведь еще год назад Минэкономразвития было уверено, что львиную долю поступлений 2012 года обеспечит продажа 10% ВТБ и до 15% "Роснефти". Про 7,6% Сбербанка, которые в итоге и спасли ситуацию с поступлениями на этот год, и речи не было - ведь их должны были продать еще в 2011 году.

"Великолепная" восьмерка плюс РЖД

Презентовавший программу приватизации министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что в 2013 году планируется осуществить не менее восьми приватизационных сделок с акциями крупных компаний. Это "Совкомфлот", ВТБ, "АЛРОСА", "Роснефть", ТГК-5, авиакомпания "Сибирь", "Архангельский траловый флот" и "Мосэнергострой". По мнению Белоусова, от продажи акций этих компаний реально получить 260-270 млрд рублей. "И если в текущем году таким, я бы сказал, наиболее значимым событием приватизации была приватизация пакета Сбербанка, то в следующем году, безусловно, это будет проведение IPO "Сомкомфлота" - крупнейшая сделка, которая, мы считаем, должна стать знаковой вообще для российской приватизации", - сказал министр.

В материалах министерства, представленных на заседании правительства, говорится, что помимо IPO "Совкомфлота" в 8 крупнейших приватизационных сделок в 2013 году планируется включить SPO "Роснефти" с размером пакета до 6% и ожидаемой стоимостью до 140 млрд рублей. Кроме того, в 2013 году планируется допэмиссия/SPO ВТБ с объемом пакета от 10% до 25,5% и ожидаемой стоимостью от 58 до 147 млрд рублей. Также в восьмерку крупнейших планируемых сделок в 2013 году входит IPO "АЛРОСА" с пакетом от 7 до 14% и ожидаемой стоимостью от 12 до 24 млрд рублей. Планируются 4 сделки в рамках процедуры M&A: продажа стратегическому инвестору 100% акций Архангельского тралового флота с ожидаемой стоимостью 1,9 млрд рублей, 25,1% акций ТГК-5 с прогнозируемой стоимостью 1 млрд рублей, 25,5% акций авиакомпании "Сибирь" на сумму 1,2 млрд рублей и 25,5% акций "Мосэнергостроя" на сумму 0,1 млрд рублей. Почему столь скромная по объему - всего порядка $3 млн - сделка попала в топ-8, стороннему наблюдателю понять сложно. С другой стороны, превращать "большую семерку", которая в данном случае смотрелась бы гораздо логичнее, в "большую восьмерку" России не привыкать.

Одновременно Белоусов сообщил, что министерство также приступило к обсуждению подходов к приватизации акций РЖД, оставшихся акций ОЗК, а также "Росагролизинга".

Предварительная проработка предложений по приватизации акций РЖД совместно с компанией и Минтрансом "подтвердила возможность осуществления продажи пилотного пакета акций компании - до 5% - уже в 2013 году". В то же время министр не стал включать РЖД в восьмерку крупнейших сделок по приватизации, видимо, рассудив, что вероятность этой продажи не поддается достоверному прогнозированию. Тем более что этому должно предшествовать внесение изменений в федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". "Такой законопроект мы подготовили, в ближайшее время он будет представлен в правительство", - сообщил Белоусов, не уточнив, когда закон может быть принят Госдумой и подписан президентом.

Смена тактики в отношении РЖД и Роснефти

Приватизация "Роснефти" и РЖД, очевидно, сулит наибольшую интригу в приватизации-2013. В этом контексте обращает на себя внимание смена тактики в действиях Минэкономразвития в отношении продажи компаний, обладающих завидными лоббистскими возможностями.

В частности, год назад Минэкономразвития уже предлагало продать в 2012 году до 15% акций "Роснефти" и рассчитывало выручить за них более 200 млрд рублей. Собственно говоря, и изначальные планы по доходам от приватизации на 2012 год утверждались исходя из этой сделки - в 300 млрд рублей (реально будет чуть более 200 млрд рублей, и то почти на 70% благодаря пакету Сбербанка, который должны были продать еще в 2011 году). Планы продажи РЖД также включали в себя 25% минус 1 акция в период после 2013 года.

В итоге Минэкономразвития, видимо, решило начинать с малого - с тем, чтобы повысить вероятность согласования продажи. Но даже в нынешнем плане приватизации на 2013 год в отношении "Роснефти" стоит вилка от "0% до 6%", оставляющая пути к отступлению, а в отношении возможной продажи 5% акций РЖД пока также больше вопросов, чем ответов. Наверное, не зря Белоусов не включил эту сделку в восьмерку крупнейших продаж, ожидаемых в 2013 году.

Следующая волна приватизации

На заседании правительства было сказано много слов о необходимости приватизации в среднесрочной перспективе, но конкретики, которая звучала в 2011 году, не было. В прошлом году правительство озвучивало планы к 2017 году осуществить полный выход из уставных капиталов таких компаний, как "Совкомфлот", "Шереметьево", "Интер РАО ЕЭС", ВТБ, "РусГидро", "Роснефть", "Зарубежнефть", Россельхозбанк, "Росагролизинг", ОЗК, "АЛРОСА" и "Аэрофлот".

Белоусов на заседании в четверг ограничился лишь заявлением, что "сейчас мы приступили к проработке приватизации следующей волны - приватизации таких компаний, как "Аэрофлот", "Шереметьево", Россельхозбанк, "РусГидро" и ряда других компаний". "Суммарно этот пакет составит почти 500 млрд рублей", - сказал он. При этом министр отметил, что для осуществления приватизации этих компаний потребуется большая подготовительная работа с участием отраслевых министерств, инвестиционных консультантов и, "что очень важно, самих компаний".

При этом Минэкономразвития и Росимущество до 1 декабря готовятся представить в правительство график подготовки "дорожных карт" по приватизации компаний с государственным участием.

В презентации министерства отмечалось, что речь идет о продаже долей в транспортных (РЖД, "Совкомфлот", "Шереметьево", "Аэрофлот", "Транснефть"), машиностроительных ("Уралвагонзавод", "Объединенная авиастроительная корпорация", "Объединенная судостроительная корпорация"), энергетических ("РусГидро", "Интер РАО ЕЭС", ФСК), финансовых (ВТБ, Россельхозбанк, "Росагролизинг"), нефтяных ("Зарубежнефть", "Роснефть") компаниях, а также в ОЗК и "АЛРОСА". Возможно, конкретика по долям и срокам появится в "дорожных картах".

Госкомпаниям здесь не место

Приватизация - это процесс передачи государственной собственности в частные руки. Это если верить словарям, но российская действительность неизмеримо сложнее любого словаря. Поэтому и приходится правительству обсуждать вопрос о роли и месте государственных компаний в продаже государственных компаний.

Ситуация, достойная античных философов, сложилась в ходе приватизации "СГ-Транса". В продаже госкомпании хотела поучаствовать госкомпания ("Роснефть"), а получив отказ, оспорила действия государства в суде. И сумела, как минимум, затормозить сделку государственного масштаба.

"Компании с государственным участием время от времени пытаются влезать в приватизационные сделки, останавливать, иногда даже в судебном порядке. Но мы основываемся на нормах закона и предлагаем постановление правительства (об ограничении участия госкомпаний в приватизации - ИФ), которое основывается на нормах закона. Все эти попытки приостановить процесс приватизации путем использования судебной процедуры - это не совсем прозрачная и правильная процедура. Мы будем ей противостоять, и вам будем докладывать отдельно", - предупредил невидимого противника первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Ответ премьера состоял из двух частей - формально-юридической и смысловой. "Хорошо, надо юридические правила соблюдать. Обращение в суд - это на самом деле законная возможность для любой компании, и для компании с государственным участием, и для частной компании, и, естественно, это может касаться и деятельности государственных структур, в этом нет ничего необычного", - сказал премьер.

Но права - правами, но надо помнить и о более тонких материях. "Если такие случаи происходят, то руководство госкомпаний должно понимать все последствия для себя, в том числе и во взаимоотношениях с правительством", - заявил Медведев.

В целом же попытки госкомпаний поучаствовать в приватизации малоперспективны, следует из слов премьера. "По сути абсолютно неправильно, когда государство (в рамках приватизации - ИФ) приобретает профильные или непрофильные активы, и этот пробел должен быть нормативно урегулирован", - сказал Медведев. Такого рода сделки противоречат смыслу передачи имущества в частные руки, подчеркнул он.

Новости