Церетели "берет" Париж

Продолжается "церетелизация" Франции: 6 памятников уже стоят. В планах скульптора – еще столько же, из них два – в самом центре Парижа. Зураб Церетели рассказал "Интерфаксу" о своих творческих планах

Церетели "берет" Париж
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 октября. INTERFAX.RU - Зураб Церетели продолжает культурную экспансию во Францию. В субботу, 20 октября, в городе Мец, столице Лотарингии, открывается памятник отцам-основателям Евросоюза. Накануне президент Российской Академии Художеств, народный художник СССР и РФ, посол Доброй Воли ЮНЕСКО рассказал "Интерфаксу" о своих творческих планах в отношении Парижа и Франции в целом.

- Я рад, что открытие монумента отцам-основателям Евросоюза совпало с решением Нобелевского комитета о присуждении Евросоюзу Нобелевской премии мира. Можно считать это случайным совпадением, но мне кажется, что интуиция художника подсказала мне, что, какие темы и какие люди и события волнуют широкую европейскую общественность. Я уверен, что этот памятник будет еще одним звеном в укреплении культурных связей между Россией и Францией, РФ и Евросоюзом.

Первая моя работа во Франции появилась в 1994 году - авторская копия скульптурной композиции "Рождение нового человека", посвященная 500-летию открытия Америки

Христофором Колумбом, она установлена перед зданием ЮНЕСКО, в Париже. Скульптурная композиция, посвященная великому французскому писателю, "Оноре де Бальзак" открыта в г.Агда, в 2004 году. Памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II - в Плоэрмеле в 2006 году. Скульптурная композиция "Мушкетеры", основанная на горячо любимом всеми романе Александра Дюма, - в Кондоме в 2010 году.

В июне этого года я открыл памятник замечательному русскому поэту Марине Цветаевой в городке Сен-Жиль-Круа-де-Ви, в Вандее, где она отдыхала летом 1926 года. Здесь будет установлена целая скульптурная галерея выдающихся деятелей русской культуры. В своеобразном Парке русской культуры и искусства вскоре должны появиться бронзовые Борис Пастернак, Сергей Дягилев, Мстислав Ростропович, Владимир Высоцкий…

В настоящее время мэрия Парижа рассматривает вопрос об установке памятника Иоанну Павлу II в самом сердце города – около Собора Парижской Богоматери. Мне хочется надеяться, что в ближайшее время этот вопрос будет решен положительно.

Вообще, история российско-французских отношений насчитывает многовековую историю, и ее отдельные драматические эпизоды не заслонили главного – духовного родства народов двух стран, что наглядно продемонстрировал получивший громкий резонанс перекрестный год культур России - Франции и Франции - России в 2010 году.

Другой проект, над завершением которого я работаю, - установка памятника императору Александру III у моста, носящего его имя. Этот мост заложил царь Николай II в 1896 г. в ознаменование Франко-русского союза: 160-тиметровый одноарочный мост, связующий Дом Инвалидов и Елисейские поля, был открыт в 1900 г. накануне Всемирной выставки в Париже. Император восседает на коне, высота памятника три с половиной метра. Во многих путеводителях мост Александра III описывается как самый изящный в Париже.

Промышленность и Сражение

У моста Александра III есть "побратим" в Петербурге — спроектированный французами Троицкий мост через Неву. Он строился в одно время с мостом через Сену, и его возведение также подчеркивало культурно-политическую близость двух стран: на церемонии закладки присутствовал французский президент Феликс Фор.

Откуда у меня берутся силы каждый день что-то делать, рисовать, лепить? Во-первых, у меня хорошая наследственность – мой отец жил до 100 лет. Во-вторых, мои предки, мои учителя меня так воспитали, что у меня просто биологическая потребность организма – работать каждый день, я встаю в 6 утра, начинаю рисовать маслом, или акварелью, смотря какое настроение. Даже на различных заседаниях Академии, или в правительстве, или еще где приходится, я все время рисую, изрисовываю целые альбомы. Свободная гимнастика по утрам, холодный и горячий душ, немного штангу поднимаю – вот и все.

Впереди еще много работы, в том числе и на Родине. Совсем недавно открыл памятник Столыпину в Ульяновске. Есть множество замыслов, часть из них уже в работе, часть – в голове и на бумаге...

Интервью брал Леонид Перский