Под знаком нефти и труб

Военные действия в Южной Осетии могут сказаться не только на высоких политических отношениях, но и экономических реалиях региона

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 августа. INTERFAX.RU - Военные действия на Кавказе будут иметь не только политические, но и серьезные экономические последствия. Под вопросом планы расширения южно-кавказской системы трубопроводов, по которым нефть и газ из Азербайджана и Казахстана поступают в Турцию, а оттуда в Европу и США. Сейчас все три линии транспортировки энергоресурсов, проходящие по территории Грузии в нескольких километрах от зоны вооруженного конфликта, остановлены. Компании-владельцы обещают восстановить поставки, как только ситуация в этой стране нормализуется.

Первым еще до начала военных действий в Южной Осетии был остановлен трубопровод Баку-Тбилиси–Джейхан. Это произошло из-за взрыва 6 августа на турецком участке нефтепровода, ответственность за который взяла на себя Курдская рабочая партия. Позднее грузинская сторона обвинила российские ВВС в целенаправленной бомбардировке магистрали, однако Генштаб РФ категорически опроверг эти заявления. "Со всей ответственностью заявляю, что никогда среди целей для поражения трубопроводов не было", - заявил на пресс- конференции в Москве замначальника Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Он подчеркнул, что в России целиком и полностью осознают возможные катастрофические последствия бомбардировки нефтепроводов и поэтому "мы по ним никогда ударов не наносили". По мнению Ноговицына, Тбилиси распространяет заведомо ложную информацию "с расчетом на реакцию Турции, которая заинтересована в поставках энергоносителей".

Надо отметить, что в поставках каспийской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан заинтересована не только Турция. Этот коридор мощностью 1 млн баррелей в сутки изначально строился при финансовом участии Великобритании и США для создания независимого от России пути транспортировки нефти на мировые рынки. Преодолев 450 км по территории Азербайджана, 235 км по территории Грузии и 1059 км по территории Турции нефть из Баку поступает в турецкий порт Джейхан, откуда на танкерах транспортируется в США и Европу. В перспективе предполагалось продлить трубопровод до восточного побережья Каспийского моря для прокачки нефти из Казахстана. Обе страны – Казахстан и Азербайджан - горячо поддерживали этот проект и были готовы инвестировать значительные средства в его развитие. В частности, за счет казахской нефти из блока месторождений Кашаган мощность нефтепровода планировалось довести до 1,8 млн баррелей в сутки. "Теперь эти планы под большим вопросом", - указывает в статье, опубликованной на сайте ВВС автор книги "Политика трубопроводов: каспийская и мировая энергетическая безопасность" Джон Робертс. "Одно дело, - пишет Робертс, - защита уже сделанных инвестиций, и совсем другое – направление финансовых ресурсов в строительство новых линий и расширение существующих мощностей".

Турецкие специалисты обещали полностью отремонтировать поврежденную в результате взрыва часть трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в течение 15 дней, однако компания ВР, владеющая топливной магистралью в составе консорциума, пока не объявляла о его запуске. "Не исключено, что открытие этого нефтепровода, запланированное на сентябрь, будет отложено из-за вооруженного конфликта в Грузии", - отмечает ВВС.

Двенадцатого августа была также остановлена работа нефтепровода Баку-Супса, рассчитанного на экспорт 150 тыс баррелей в сутки. Грузинский порт Супса находится в 25 км от Поти, в котором велись военные действия. (В частности, по словам Анатолия Ноговицына, атаке грузинскими боевыми катерами подвергались корабли Черноморского флота) Поэтому прокачка нефти была приостановлена из соображений безопасности. Компания BP-Azerbaijan пояснила, что до нормализации ситуации в регионе, экспорт легкой нефти из месторождений Азери-Чираг-Гюнешли будет вестись по альтернативным маршрутам, основным из которых является нефтепровод Баку-Новороссийск.

Большую обеспокоенность на Западе вызывает также судьба Южнокавказского газопровода – Баку-Тбилиси-Эрзурум, потенциал которого Европа рассматривает в качестве своего "четвертого коридора" наряду с существующими системами поставки газа из России, Норвегии и Северной Африки. В настоящий момент трубопровод рассчитан на транспортировку 8 млрд кубометров азербайджанского газа в год, большую часть которого покупает Турция и частично Греция. В перспективе число потенциальных потребителей должно расшириться за счет Израиля, Италии, Македонии и других стран Южной Европы: к 2014 г. мощность Баку-Тбилиси-Эрзурум планируется довести до 20 млрд кубометров в год. Обсуждается также возможность присоединения к проекту Туркменистана. Поскольку действующих газопроводов между Туркменией и Азербайджаном нет, на начальном этапе туркменский газ будут доставлять на другой берег Каспия в сжиженном виде на танкерах. В апреле Евросоюз договорился с руководством этой среднеазиатской страны о резервировании для себя 10 млрд куб газа уже в 2009 году.

Однако с 12 августа Южнокавказский газопровод не функционирует. Газ, получаемый с месторождения "Шах Дениз" закачивается в газопровод только на территории Азербайджана (до границы с Грузией). В BP-Azerbaijan говорят, что экспорт будет возобновлен только после того, как компания полностью убедится в безопасности трубопроводов. Дальнейшее развитие проекта в политически нестабильном регионе также под вопросом.

Новости