Парад победы
В фильме "Парад" сербы предстают как агрессивные гомофобы, ничего не желающие знать и даже слышать о том, что происходит в остальном мире
Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Несколько белградских геев пытаются организовать проведение первого гей-парада, но сталкиваются с ожесточеным сопротивлением нео-нацистов. Власти также не особенно выражают свою обеспокоенность реальной угрозой жизни активистов, так что их надежды на защиту своих прав таят с каждым днем. Но, как это часто случается, помощь приходит оттуда, откуда ее никто не ждал. Бывший участник войны, криминальный авторитет, а ныне владелец школы боевых искусств и частного охранного агентства Лимун по прихоти своей невесты, которая хочет выглядеть более цивилизованной, соглашается обеспечить охрану демонстрации, но проблема в том, что все его сотрудники, такие же бандиты, как и он, отказываются защищать геев и покидают своего босса. Не найдя помощи в родном городе, гангстер отправляется в соседние Косово, Хорватию и Албанию, где живут те, против кого он воевал на войне, но кто, как оказывается, готов встать на его сторону в трудную минуту.
Фильм “Парад” снял сербский режиссер Срджан Драгоевич в 2011 году, российскому зрителю он может быть знаком по драме “Раны”, которая в конце 1990-х годов была и в российском прокате. Драгоевич во всех своих фильмах рассказывает о сегодняшней Сербии и в большинстве из них его родная страна показана не с лучшей стороны. Новая работа режиссера не стала исключением - в ней сербы предстают как тупые и агрессивные гомофобы, ничего не желающие знать и даже слышать о том, что происходит в остальном мире. В их мире абсолютно нормально избивать до смерти представителей секс-меньшинств, бояться заразиться СПИДом от прикосновения к гею, приглашать попа освящать тренажерный зал, вешать на стены предметы одежды убитых ими на войне врагов и так далее. Все это показано Драгоевичем в юмористическом ключе, “Парад” по жанру это драмеди, но видя насколько сербская реальность идентична российской смеяться хочется все меньше по мере развития сюжета.
Но режиссер специально выбирает комедийный жанр и пичкает фильм гэгами уровня самой простой комедии, которая будет понятна всем. Он сознательно идет на это, чтобы достучаться до тех, кого он собственно и показывает в этом фильме. Этот умный ход переносит “Парад” в другую категорию кинематографа, который отличен от того, который обычно принято показывать в кинотеатрах. Притворяясь комедией, этот фильм на самом деле политический, имеет своей функцией не просто развлечь зрителя, но повлиять на него и изменить свое отношение в данном случае к проблеме отношения к ЛГБТ. А заодно хочет покончить и с распрями на национальной и религиозной почве.
Как можно было предположить, “Парад” нашел отклик прежде всего в сердцах берлинских зрителей, живущих в самом гей-френдли городе Европы и с большим вниманием относящихся к фильмам на тему прав человека - на Берлинале в этом году он получил три награды, в том числе и приз зрительских симпатий программы “Панорама”. Получит ли картина Срджана Драгоевича такой же теплый прием в России? Это большой вопрос. Но хорошо, что хотя бы набрались духу показать его здесь. Раз уж не хватает смелости и ума самим снимать подобное кино.
Обозреватель Артем Ушан