Как пережить трагедию

Тысячи беженцев и жителей Южной Осетии остро нуждаются не только в материальной, но и в психологической поддержке. Работать с пострадавшими прилетели десятки специалистов из разных городов России

Фото: Reuters

13 августа. Москва. INTERFAX.RU – Пока политики и военные решают поставленные перед ними задачи, мирные жители Южной Осетии, потерявшие в результате конфликта с Грузией близких людей и кров над головой, остро нуждаются в психологической помощи.

Чтобы восстановить травмированное сознание и помочь людям пережить страшные события, в Цхинвали и Владикавказе работают как местные психологи, так и приехавшие из самых разных российских городов. Вчера во Владикавказ прибыли более тридцати специалистов из Москвы. Среди них работники центра экстренной психологической помощи МЧС. Глава ведомства Сергей Шойгу сообщил, что именно сюда прибывают люди в тяжелом психологическом состоянии. "Особенно это касается детей", - подчеркнул министр.

Минздравсоцразвития отправило во Владикавказ 17 московских врачей-психологов. Как рассказали "Интерфаксу" в министерстве, в их число входят специалисты столичных и подмосковных клиник, Центра экологической педиатрии Федерального медико-биологического агентства, Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, Научного центра здоровья детей РАМН. Как стало известно interfax.ru, на помощь беженцам отправились работники Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского - все сотрудники отдела по чрезвычайным ситуациям, а также сотрудники смежных отделов. По словам собеседника interfax.ru, в Южной Осетии психологически травмировано очень много людей и "и там большой фронт работ".

Трагический опыт Беслана

Врачи-психологи из Северной Осетии, где находится лагерь югоосетинских беженцев, уже имеют опыт работы с людьми, оказавшимися в чрезвычайной ситуации. Как сообщила "Интерфаксу" директор Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева, во время трагических событий в Беслане они были обучены московскими специалистами.

По словам Т.Дмитриевой, у людей, оказавшихся в зоне военных действий или террористического акта, испытавших страх, боль и горечь утраты, психическое реагирование проходит в несколько этапов. В первые дни срывы и острые состояния происходят у людей со слабой психикой. "Им помощь требуется в первую очередь", - поясняет врач. Людям с так называемой отставленной реакцией поддержка психологов понадобится позже. "Сейчас они сильные, помогают другим и рвутся в бой. Когда же опасность пройдет, им понадобится психологическая поддержка", - говорит Т.Дмитриева.

В чрезвычайной ситуации, в которой оказались жители Южной Осетии, у них могут возникать и различные психические расстройства. Пострадавшие находятся в состоянии шока, у них повышена острота реакции, чувствительность. У потерпевших в особо тяжелом состоянии возникают так называемые реактивные психозы. По словам специалистов, это временная реакция организма на психотравмирующую ситуацию. Реактивные психозы характеризуются возбуждением и заторможенностью сознания, депрессией, невозможностью адекватно оценивать свое состояние и происходящие вокруг события.

Т.Дмитриева отмечает, что психологическая реабилитация в той или иной степени потребуется всем пострадавшим жителям Южной Осетии. Однако такая помощь, как санаторное лечение, оказывается на добровольной основе. "Некоторые отказываются от нее, желая заняться восстановлением своих разрушенных домов. Это для них тоже своего рода реабилитация", - говорит директор центра им. Сербского. Обычно на восстановление психического здоровья людей, оказавшихся в подобной чрезвычайной ситуации, уходит не меньше года. А многих могут мучить неврозы и страшные сны еще на протяжении нескольких лет.

Дети наиболее уязвимы

После трагедии, которая случилась в Южной Осетии, по признанию специалистов, больше всех в психологической помощи нуждаются дети. Их психика наиболее уязвима, к ним нужен особый подход. Нельзя сказать, что взрослые гораздо меньше переживают трагедии, однако у них есть жизненный опыт, в том числе опыт утрат. "Детям в этом плане тяжелее всего – их сознание только формируется. Зачастую они теряют доверие, осмысленность жизни, замыкаются в себе", - рассказала interfax.ru сотрудник кафедры детской психиатрии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Елена Морозова. Она уже не раз оказывала психологическую помощь детям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуациях. В том числе серьезным опытом для нее стала работа в Беслане. По словам Е.Морозовой, на психологическую реабилитацию детей требуется много времени. "В 2004 году мировая практика говорила, что на восстановление психики детей требуется 2-3 года. Однако, к сожалению, некоторые бесланские школьники окончательно не оправились до сих пор", - замечает эксперт.

Как рассказала interfax.ru Е.Морозова, реабилитация детей обычно зависит от множества факторов. В первую очередь на выход из стрессового состояния влияет длительность и степень воздействия негативной ситуации. Вторым фактором является то, насколько быстро дети могут получить психологическую помощь, а также насколько профессиональны и адекватны врачи-психологи. И, наконец, важную роль играют особенности психики самого ребенка, его стрессоустойчивость. "Есть ребята с повышенной адаптивностью, менее чувствительные к происходящим событиям. А есть, наоборот, очень ранимые дети", - объясняет эксперт.

Гораздо сложнее проходит реабилитация детей, у которых в результате конфликта погибли близкие. Однако, по словам Е.Морозовой, можно однозначно сказать, что случившаяся в Южной Осетии трагедия повлияет на всех без исключения. "Ошибочно полагать, что, если ребенок начал играть и отвлекаться на какие-то бытовые вещи, то он справился со стрессом. Это лишь его внешнее поведение. Детей, в отличие от взрослых, легко заинтересовать посторонними вещами, но они все равно нуждаются в помощи", - отмечает психолог.

Обычно программа реабилитации детей в чрезвычайных ситуациях состоит из игр, занятий, общения, посещения санаториев. Чтобы снизить их чувствительность, остроту реакции на негативные события, специалисты также используют успокаивающие средства – например, заваривают чаи из различных травяных сборов. Во время кризисных состояний оказывается медикаментозная помощь. По словам Е.Морозовой, в момент трагических событий ребенку нужно особое внимание и поддержка, ведь он регрессирует на 2-3 ступени ниже своего возрастного уровня. "Подростки просятся спать с мамой, подолгу сидят в позе эмбриона, замыкаются в себе, - рассказывает эксперт. - Задача психолога их растормошить, занять важным делом, вернуть в их жизнь осмысленность". Может показаться удивительным, но чрезвычайные обстоятельства могут повлиять даже на психику грудных детей. В таком случае им тоже необходима помощь психологов.

Новости