Как побеждала Абхазия

Подробности боя в верхней части Кодорского ущелья от первого лица в репортаже корреспондента "Интерфакса" с места событий

Фото: Reuters

Верхние Кодоры (Абхазия). 13 августа. INTERFAX.RU - Мы подъехали к городу Ажары, что в Верхних Кодорах, когда уже все закончилось… Армия и ополченцы республики Абхазия к тому моменту уже выгнали грузинские войска с данной территории. На пригорке сидели полторы, а, может, две сотни абхазских кадровых военных и резервистов, всем своим видом они показывали – "мы победили врага". Но один, это был Сапо Агухава, резервист, постоянно похлопывал по рюкзаку, приговаривая: "А у меня трофей – всем трофеям трофей".

Вокруг валялись брошенные грузинами американские пайки: в специальной герметичной упаковке были плов с курицей, изюм, курага и что-то еще, на что я не обратил внимания. Срок действия им – две недели. А поступили они, судя по числу на упаковке, совсем недавно. Это тоже трофеи, как и КамАЗы в хорошем состоянии, зенитные установки, минометы, брошенные грузинской армией…

Что могло быть у Сапо в рюкзаке? Оказалось – грузинский флаг, который висел на административном здании в Ажарах. Спрашиваю: "Как удалось сорвать, с боем?" "Нет, без боя. Мы были в одном из десантных вертолетов с приказом взять здание администрации. Но никакого сопротивления. В начале думали – ловушка. Осторожно подходим – здание пусто, и только флаг болтается. Ребята хотели его порвать, сжечь под салютные автоматные очереди, но я не дал, взял домой как трофей. Вот, думаю, вояки… Бежали, мало того, что технику и оружие бросили, но даже про флаг свой забыли…"

Но это потом, а начиналось это так. Рассказывает полковник Генерального штаба вооруженных сил Абхазии Валико. Имя назвал, а фамилию нет - постеснялся.

"…Двенадцатого августа в 05:05 утра наши бомбардировщики нанесли удар по позициям грузинских войск. Через 15 минут повторный удар. Попадание точное, огневые позиции противника, склады и техника, серьезные бетонные укрепления подавлены. В 9 часов 30 минут утра заработала наша артиллерия – в основном гаубицы. Один выстрел сделала и установка "Град", затем снова бомбовый удар.

10:00. В небе появились вертолеты с десантниками. Первая группа – 300 человек, высаживались под огневым прикрытием, и так почти 50 раз через каждые 10 минут. Десантники высаживались в разных точках. Окружив грузинские войска, абхазское командование предложило им покинуть расположение и по выделенному коридору удалиться к себе в Грузию.

Но оставался, кроме участка выделенного для отхода грузинским войскам еще один не взятый участок. Туда шла пехота".

Прервем рассказ полковника. Шла по дороге, но дорога – это одно название: 62 км от Сухуми, мы ехали почти пять часов. Конечно, пехотинцы с полной боевой выкладкой шли не все 62 км в гору, а лишь последние 8-10. Но все равно – рытвины, ямы, залитые грязью. Но шли, как рассказывает командир резервной бригады Тимур Чекава, среди пехотинцев были не только молодые штатные военные, но и резервисты разного возраста: были и те, кому 30 лет, и те, кому за 60. Подошли к городу, а врага уже в этой части не было…

Ушли. Ушли без боя.

На вопрос, есть ли погибшие среди ополченцев, Чекава нехотя объяснил, что по собственной глупости погиб один человек – войдя в город и никого там не найдя, он обнаружил брошенный мундир румынского полицейского, примерил его и вышел с автоматом наперевес… Пошутил… Кто-то из десантников, увидев полицейского с автоматом, выстрелил. К сожалению, выстрел был на поражение. Сам Чекава участвовал и в первой абхазско-грузинской войне за независимость.

Вернемся опять к рассказу полковника. "Таким образом, - продолжал он, - абхазская армия и резервисты взяли противника в клещи, но оставили коридор для отступления, чтобы избежать ненужных жертв с двух сторон".

Один из десантников, стоявший рядом с нами при разговоре, – Михаил Хачев сказал: "Правильно сделало наше командование. Хоть и враги, но все равно жалко убивать, если можно обойтись без этого. Ну и своих, конечно, жалко, тоже могло погибнуть немало. Бетонные укрепления, ой-ой-ой, какие там мощные были.

Противник, продолжал полковник Генштаба, бежал, полностью деморализованный. И брошенные оружие, боеприпасы.., даже американское обмундирование и сапоги валялись. Вероятно, смогли достать у кого-то из жителей гражданскую одежду и бежать в ней. Сколько же было грузинских военных в окружении, спрашиваю. "Около двух тысяч. Но операция была разработана так грамотно, что грузинское командование не смогло даже оказать хотя бы малейшее сопротивление".

Подумав, сказал: "Не зря наш военный министр Мераб Кишмария получил недавно звание генерал-полковника. В этой операции он полностью оправдал его".

Наш водитель Юра, который на собственном "уазике" в качестве резервиста делал все эти ночи рейсы из Сухуми до Верхних Кодор, немного сомневается, что сбежали все грузины из окружения. "Нельзя расслабляться и терять бдительность. Кто-то может со злости бегать по лесам, в горах и пытаться мстить. Но все-таки, даже если это будет, это уже ничего не изменит. Вся территория Абхазии теперь абхазская".

Обозреватель Вячеслав Терехов