На авианосце отказали паровые котлы

Проданный Индии Корабль авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" ("Викрамадитья") не смог пройти ходовые испытания - три из восьми паровых котлов вышли из строя. Корабль возвращается на "Севмаш"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Сроки передачи Индии авианосца "Викрамадитья" (бывший российский авианесущий крейсер "Адмирал Горшков") вновь переносятся, поскольку во время ходовых испытаний корабля семь из восьми его паровых котлов вышли из строя, пишет газета "Коммерсант" в понедельник.

Близкий к "Рособоронэкспорту" источник сообщил изданию, что 8 июля авианосец впервые вышел в Баренцево море из дока "Севмаша". Программа была рассчитана на 124 дня, одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. По данным источника, на прошлой неделе, как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. "Крейсер попросту встал. Как впоследствии выяснилось, из восьми паровых котлов энергетической установки семь были выведены из строя", - сообщил собеседник издания. При этом авианосец стабильно набирал малую и среднюю скорость.

По словам источника, готовившего авианосец "Адмирал Горшков" к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов - асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа. Поэтому разработчику котлов - Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) - пришлось искать аналогичный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой.

"Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры. О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до "Севмаша", но опасения, что все их придется менять, небезосновательны", - сообщил собеседник издания.

Как утверждают собеседники газеты в отрасли, даже если паровые котлы не придется менять на новые, и необходим будет только их ремонт, специалистам "Севмаша" придется распиливать отсек крейсера, чтобы извлечь их и передать изготовителю - Балтийскому судостроительный заводу. "Если же паровые котлы ремонту не подлежат, то придется создавать их заново, после чего испытывать сначала на стенде, потом устанавливать и наконец снова проводить ходовые испытания",- сказал один из источников.

В свою очередь, газета "Известия", ссылаясь на представителя северодвинского "Севмашпредприятия", в понедельник отмечает, что устранение брака обернется серьезными финансовыми и временными затратами. "Общая стоимость работ по исправлению обнаруженных недостатков оценивается в один млрд рублей. Эту финансовую проблему "Севмаш" намерен решить, разделив ее с Балтийским заводом - изготовителем котлов, также рассчитываем получить господдержку. С индийцев дополнительные деньги браться не будут", - заявил газете представитель предприятия. По его словам, технические работы по исправлению брака, учитывая их сложность, можно будет провести только весной, так что передача корабля индийской стороне будет отложена. "Президент Владимир Путин в курсе ситуации и уже дал поручение урегулировать проблему на межправительственном уровне", - отметил в беседе с "Известиями" представитель "Севмаша".

"Известия" отмечают, что параметры контракта по ремонту и модернизации бывшего "Адмирала Горшкова" менялись несколько раз. И в итоге с первоначальной суммы в $750 млн стоимость модернизированного, а по сути построенного заново, корабля достигла $2,3 млрд.

По словам же источника "Коммерсанта" в "Рособоронэкспорте", индийское министерство обороны уже осведомлено об инциденте. "По предварительной информации, срок сдачи перенесен не ранее чем на октябрь 2013 года", - добавил собеседник издания, уточнив, что степень готовности судна по остальным параметрам составляет более 95%. Впрочем, указывает издание, у российских специалистов есть и другие проблемы. При одном работающем котле крейсер не сможет передвигаться, поэтому если часть из семи поврежденных котлов не заработает хоть как-то, то на первый план выйдет проблема его транспортировки.

По словам источника "Коммерсанта", наиболее вероятно, что доводка части поврежденных котлов до рабочего состояния будет производиться непосредственно на судне, а по прибытии на "Севмаш" специалисты займутся их комплексной оценкой, которая окончательно и определит их судьбу.

Напомним, 4 декабря - в День военно-морского флота Индии - авианосец "Викрамадитья" должен был быть передан заказчику, ранее сроки уже неоднократно сдвигались.

Информация о том, что на авианосце во время ходовых испытаний вышли из строя семь из восьми паровых котлов, не соответствует действительности, сообщили "Интерфаксу" на "Севмашпредприятии" (Северодвинск). "Распространенная одним из изданий информация о неудачных ходовых испытаниях авианосца явно преувеличена. Корабль пока не вернулся с испытаний в док. После его возвращения и проверки состояния ходовой части можно будет сделать первые выводы", - сказал собеседник агентства. По его словам, приведенные цифры о количестве вышедших из строя паровых котлов "преувеличены", а выводы о срыве сроков индийского заказа - "преждевременны". За сроки исполнения индийского контракта по модернизации авианосца "Адмирал Горшков" отвечает "Рособоронэкспорт", отметил собеседник агентства.

Авианосец вернется на "Севмашпредприятие" с ходовых испытаний в начале следующей недели, сообщил "Интерфаксу" в понедельник источник на предприятии. По предварительной оценке, ремонтно-восстановительные работы потребуются примерно на трех паровых котлах из восьми, установленных на авианосце.

Для расследования причин сбоя в работе энергоустановки авианосца " Викрамадитья", происшедшего во время ходовых испытаний, создана специальная комиссия. "Комиссия, в которую вошли представители Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорта", а также Минобороны и судостроительной промышленности Индии, приступила к расследованию причин выхода из строя паровых котлов на авианосце, - сообщил "Интерфаксу" источник в оборонно-промышленном комплексе. - Болезнь ясна. Как лечить, понятно". По его словам, для того чтобы устранить неисправность, потребуется от полугода до десяти месяцев. "Естественно, все эти работы будут выполнены за счет российской стороны", - сказал он.

Собеседник агентства отметил, что данная проблема была заложена конструктивно еще в середине 2000 г., когда определялось, какие котлы будут стоять на авианосце.

Традиционно в качестве теплоизоляции паровых котлов использовался асбест, но индийская сторона потребовала, чтобы в данном случае асбестосодержащие материалы не применялись. Специальное конструкторское бюро котлостроения заменило асбестовую теплоизоляцию, однако в полном объеме все испытания не были проведены. В итоге в процессе вывода котлов на большой ход часть изоляции высыпалась и несколько котлов вышли из строя, подтвердил собеседник агентства. По его словам, на малом и среднем ходу котлы работали без сбоев.

Новости