За 1,3 трлн рублей Россия захватит мир

Ведомство Андрея Белоусова пошло в наступление на Минфин, чтобы защитить проект своей главной на предстоящие восемь лет государственной программы. Поражение лишит министерство права реализовать самый затратный проект по поддержке российского экспорта за всю новейшую историю страны

Фото: Reuters

Москва. 6 сентября. FINMARKET.RU - В среду на официальном сайте Минэкономразвития был опубликован проект государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности". Обнародованный документ представляет собой набор амбициозных планов по завоеванию российскими товарами ведущих позиций на мировых рынках. Рассчитанная на шесть лет программа должна обойтись казне, по мнению министерства, в 1,3 трлн рублей.

Публикация проекта программы, скорее всего, связана с затяжным спором между Минэкономразвития и Минфином по ее поводу. После запланированного на 2014 год перевода бюджетного процесса на программные рельсы министерство экономики может лишится значительной части своего бюджета: программы по поддержке промышленности, различных отраслей экономики отойдут в другие ведомства. Госпрограмма "Развитие ВЭД" будет чуть ли не самой дорогой среди доставшихся ведомству.

Но Минфин не согласен ни с ее стоимостью, ни с идеологией, которая в нее заложена. Учитывая, что до конца октября ведомства должны сдать в правительство согласованные Минфином проекты госпрограмм, у Минэкономразвития есть причины сделать дискуссию вокруг проекта публичной. К тому же, в победе Минэкономразвития может быть заинтересован Внешэкономбанк, который не против поучаствовать в наиболее затратных мероприятиях.

Амбициозные цели

Главные цели проекта госпрограммы выглядят так:

  • Увеличить на треть объем экспорта товаров, в том числе неэнергетических, и закрепиться в первой десятке мировых экспортеров,
  • Увеличивать долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте не менее чем на 10% каждый год,
  • Увеличить в 1,5 раза число организаций-экспортеров (не менее чем 1 организация-экспортер на каждые 150 зарегистрированных),
  • Подняться к первой двадцатке в рейтингах Всемирного банка и Всемирного экономического форума в части оценки качества и эффективности регулятивной среды и правоприменительной практики в сфере внешнеэкономической деятельности.

Документ подразумевает реализацию 6 подпрограмм, в сумме они "стоят" 1,24 трлн руб.:

  • Совершенствование институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
  • Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества.
  • Формирование Евразийского экономического союза (за счет средств центрального аппарата союза).
  • Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (за счет средств центрального аппарата союза).
  • Совершенствование таможенной деятельности.
  • Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности.


Внешнеэкономические приоритеты России: куда могут пойти более 1 трлн руб.


* - за счет срадеств аппарата ЕвразЭС

В интересах ВЭБ

Первую и самую дорогую подпрограмму будут реализовывать не только ведомства - в соисполнителях значится Внешэкономбанк, его дочерние структуры - "Росэксимбанк" и "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", - а также акционерные коммерческие банки с государственным участием. Среди ее мероприятий, например, указаны такие:

  • Внешэкономбанку будут переданы в управление средства федерального бюджета, резервируемые на цели государственной гарантийной поддержки экспорта.
  • ВЭБу также отдадут в управление средства на гарантирование обязательств "Российского агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций".
  • Центробанк снизит для банков нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным кредитами и процентами по ним, выданными экспортерам (если обеспечение по кредиту - договор страхования).
  • Объемы предоставления Росэксимбанком экспортных кредитов и гарантий за счет собственных средств будут увеличены.
  • Капитализация самого Росэксимбанка будет повышена до уровня, позволяющего ему "сформировать в среднесрочной перспективе портфель экспортных кредитов, сопоставимый с размерами поддержки экспорта ведущими зарубежными экспортно-импортными банками".
  • Объемы операций по структурированию долгосрочных экспортных кредитов под госгарантии за счет экспортных кредитный линий должны быть расширены до 500 млн. в год.

На оставшиеся деньги государство собирается:

  • Создать на условиях частно-государственного партнерства торговые дома России за рубежом, центры технической поддержки и склады запасных частей и комплектующих экспортной техники и оборудования.
  • Увеличить объемы финансирования выставочной программы органов власти и расширить перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом, а также подготовить целую концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности.
  • Нанять штат внешнеторговых консультантов для поддержки российских экспортеров с привлечением соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Подписать новое базовое соглашение с Евросоюзом для формирования Общего экономического пространства России и ЕС.
  • Создать таможенные союзы с Новой Зеландией, Вьетнамом и странами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) в 2012-2013 годах.
  • Вложить деньги из госбюджета в уставной капитал Черноморского банка торговли и развития, провести реформу Межгосударственного банка СНГ, Международного инвестиционного банка и Международного банка экономического сотрудничества.
  • Усовершенствовать работу таможни в целях сокращения времени, проведенного на госгранице, экспортерам и импортерам.

Минфин против

Минэкономразвития рассчитывает начать повышение привлекательности российских товаров на внешних рынках уже с 1 января 2013 года. Но на самом деле, опубликованный проект программы никем, кроме самого министерства, пока не одобрен.

По данным "Финмаркета", Минфин и Минэкономразвития в конце июня этого года подписали так называемую "таблицу разногласий" по проекту программы: документ, в котором перечислены все претензии Минфина к ней. "Финмаркету" удалось ознакомиться с этим документом:

  • Минфин считает обоснованным выделение на реализацию программы не 1,3 трлн рублей, а всего 533 млрд, причем, не на шесть лет (до 2018 года), а на восемь - до 2020.
  • Проект программы, по мнению Минфина, "не дает четкого представления о границах сферы ее реализации". Основные мероприятия программы дублируются с мероприятиями других программ: "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Развитие промышленности".
  • Мероприятия, связанные с участием России в различных международных организациях, должен финансировать сам Минфин в рамках своей программы "Управление государственными финансами и государственным долгом".
  • Тоже самое касается и запланированных дотаций ВЭБу и агентам внешнеэкономической деятельности - Минфин предусмотрел их в своей программе и не намерен ими делиться.
  • А еще проект программы недоработан и не соответствует правилам и методике написания госпрограмм.


Минфин не разделяет энтузиазма Минэкономразвития


Времени на споры у ведомств осталось мало - до конца октября проекты госпрограмм должны быть в том или ином виде сданы в правительство, которое, по предварительному плану, хочет обсудить их не позднее конца ноября.

Новости