Штокман может обойтись без морской платформы

В рамках снижения существенно превысивших ожидания затрат по Штокману партнеры обсуждают возможности добычи сырья без использования морской платформы

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - Партнеры по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения обсуждают возможность добычи сырья без использования морского плавучего технологического судна, сообщили агентству "Интерфакс" несколько источников, знакомых с ситуацией.

Изменение технологической схемы обсуждается в рамках снижения затрат по проекту, которые существенно превысили ожидания партнеров и стали причиной появления в их союзе варианта на замену.

Море вариантов

В 2008 году "Газпром" (51%), французская Total (25%) и норвежская Statoil (24%) создали компанию специального назначения - Shtokman Development AG - для строительства инфраструктуры по добыче газа Штокмановского месторождения в Баренцевом море и строительства завода по сжижению газа (СПГ).

Как сообщил "Интерфаксу" один из источников, близких к "Газпрому", в 2005 году рассматривался вариант доставки газа Штокмана до архипелага Новая Земля, который находится в 300 км, и даже строительства там завода СПГ, однако Минобороны выступило против. Рассматривался вариант и строительства газопровода прямо в Мурманск с использованием подводной установки комплексной подготовки газа (УКПГ).

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, когда Total зашла в проект, она отвергла вариант добычи с подводной установкой, поскольку, по ее мнению, технологически осуществимость таких проектов в мире еще не была подтверждена. Total первой из иностранных партнеров "Газпрома" зашла в проект и имела право технического вето.

Shtokman Development разработал идею использования гигантского морского плавучего технологического судна, которое могло уходить от блуждающих в акватории Баренцева моря айсбергов.

Предполагалось, что газ будет добываться с использованием подводных добычных комплексов и по гибким трубам будет подниматься на это плавучее судно длиной в три футбольных поля. Затем по морским трубопроводам газ и конденсат поступали бы на берег, где газ частично бы сжижался, частично - поступал в Единую систему газоснабжения.

Однако партнеры три раза пытались и не смогли принять окончательного инвестрешения - с учетом падающей конъюнктуры на СПГ и огромных затрат проект оказывался нерентабельным. Партнеры просили у правительства РФ дать льготы, чиновники намекали на необходимость снижения затрат.

В результате "Газпром" стал говорить о возможной смене иностранных партнеров и попросил их вернуть акции Shtokman Development - такая опция появилась в случае истечения срока рамочных соглашений и непринятия инвестрешения.

Statoil сдала свои акции, Total - нет. Вопрос о возвращении будет решаться в ходе собрания акционеров 4 сентября.

Ход назад

По словам одного из источников, сейчас Total считает, что подводная технология подтвердила свою жизнеспособность и имеет право на рассмотрение. По мнению компании, использование такого варианта может снизить расходы в рамках проекта на $5-7 млрд.

Другой источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что в настоящее время обсуждается возможность организации добычи газа и конденсата на Штокмановском месторождении без поднятия сырья на поверхность воды.

Источник, близкий к "Газпрому", отмечает, что подводные компрессоры впервые начали применять на месторождении Ормен Ланге на норвежском шельфе, в сходных с условиями российской Арктики. Проектированием на этом месторождении занималась Statoil, а на стадии добычи оператором стала англо-голландская Shell.

По словам еще одного источника, обсуждается возможность транспортировки продукции прямо на берег, но поскольку расстояние до берега довольно значительное - 550 км, можно поставить УКПГ либо на архипелаге Новая Земля, либо установить стационарную платформу на небольшой глубине. То есть, "Газпром" вернулся к обсуждению технологической схемы, которая обсуждалась до прихода иностранных партнеров.

Характерно, что когда появилась информации о возможной смене партнеров, источник в "Газпроме" сообщил, что Statoil объявила "Газпрому", что готова участвовать в партнерстве по Штокмановскому проекту, в котором основным иностранным партнером будет Shell, и предложила "Газпрому" начать трехсторонние переговоры по этому вопросу. Однако, по информации АГИ, переговоры до сих пор идут в двустороннем формате.

Конкурирующая фирма

Последний дедлайн принятия инвестрешения из-за изменения технологической концепции и смены бизнес-модели взаимодействия с партнерами - 2014 год. Таким образом, добычу на Штокмане можно будет начать в 2018-2019 годах.

В результате, Штокмановский проект начинает по срокам отставать от другого арктического проекта по сжижению газа - "Ямал СПГ", где участником также является Total (20%), а мажоритарным акционером независимый производитель газа "НОВАТЭК" (РТС: NVTK). "Ямал СПГ", ориентированный на те же рынки сбыта, планирует запустить первую очередь в конце 2016 года. Ориентировочная стоимость "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн т СПГ - $18-20 млрд.

Последний вариант стоимости первой фазы Штокмана - мощностью 7,5 млн т - порядка $30 млрд. При этом в ходе публичных выступлений Total называла проект "Ямал СПГ" даже более сложным, чем Штокман. Эксперты считают, впрочем, что у "Ямал СПГ" сложнее логистика, но Южно-Тамбейское месторождение, которое будет базой для проекта, хотя бы находится на суше, а не в 550 км от берега, как Штокмановское.

Задачей Shtokman Devepolment было профинансировать и построить инфраструктуру для доставки газа Штокмана на берег и его частичного сжижения в рамках первой фазы проекта. Иностранные партнеры через 25 лет должны были передать права на инфраструктуру "Газпрому", который намеревался самостоятельно реализовать 2-ю и 3-ю фазы месторождения.

Новости