Россия становится заметным игроком в АТР

Глава ВТБ, председатель Делового совета АТЭС Андрей Костин в преддверии саммита во Владивостоке рассказал "Интерфаксу" о перспективах и планах банка на рынках АТР

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 августа. INTERFAX.RU - В преддверии саммита во Владивостоке на вопросы "Интерфакса" ответил глава ВТБ, председатель Делового совета АТЭС Андрей Костин.

- ВТБ - соорганизатор саммита АТЭС. Планирует ли банк заключать какие-либо контракты в рамках Делового саммита?

- Предыдущие форумы АТЭС зарекомендовали себя эффективными площадками для подписания контрактов между российскими и иностранными компаниями, и на корпоративном, и на государственном уровне. Можно рассчитывать на то, что председательство России на предстоящем форуме будет способствовать заключению еще большего количества международных сделок и привлечению в регион еще большего объема иностранных инвестиций. Этому будет способствовать масштабность мероприятия - ожидается, что в этом году в саммите примут участие более 700 первых лиц крупнейших компаний региона.

На форуме будут представлены перспективные проекты развития регионов России, которые, несомненно, вызовут интерес партнеров по АТЭС. Приморский край, в частности, представит вниманию потенциальных инвесторов инфраструктурные и социально-значимые проекты, направленные на развитие транспорта, горнодобывающей промышленности, энергетики и других отраслей.

- Что нужно сделать, чтобы Россия заняла на рынках АТР то место, которое было бы адекватно ее возможностям?

Действительно, до последнего времени позиции российских компаний в регионе АТР были сравнительно слабыми. Однако в последние годы мы становимся более заметным игроком, и в первую очередь это касается энергетической сферы. Запуск трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", активизация проектов "Газпрома" на азиатском рынке - все эти проекты прекрасно демонстрируют потенциал России. Но очевидно, что прорыв российских компаний должен быть осуществлен по широкому фронту: начиная от сельскохозяйственной продукции и заканчивая высокотехнологичными товарами и услугами.

Поэтому ответ на вопрос "что нужно делать?" очевиден - диверсифицировать российскую экономику. Конечно, на диверсификацию потребуется время, но процесс уже запущен. Важно обеспечить конкурентоспособность российских товаров, как на внутреннем, так и внешнем рынке. В этом случае у нас будет возможность нарастить экспорт высоких технологий за рубеж, уменьшив сырьевую зависимость экономики.

- Каковы перспективы и планы ВТБ на рынках АТР?

- ВТБ планирует дальнейшее развитие бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Напомню, что мы стали первым российским банком, получившим лицензию на банковскую деятельность в Китае, открыв в 2008 году филиал в Шанхае. С этого момента объем бизнеса ВТБ в этом регионе неуклонно растет. В конце марта ВТБ Шанхай был удостоен премии CFETS за достижения в развитии торговли парой рубль-юань, заняв первое место по объему и количеству операций (более 22 млрд рублей за 2011 год).

В апреле мы открыли офис "ВТБ Капитала" в Нью-Йорке, который будет заниматься торговлей акциями и облигациями, а также проводить сделки с деривативами, форексные операции, свопы. Открытие офиса в Нью-Йорке, несомненно, приведет к росту объемов наших операций на рынке. Мы ставим себе достаточно амбициозную цель - стать компанией номер один с точки зрения привлечения инвестиций в Россию из США.

- Страны АТР на словах активно интересуются Россией, но крупных, знаковых сделок, тем не менее, крайне мало. Как вы думаете, почему?

Основным препятствием для привлечения в страну иностранных инвестиций, в том числе из стран АТР, являются риски, которые западные инвесторы часто связывают с Россией. Здесь я в первую очередь имею в виду высокие административные барьеры, несовершенные режимы налогового и таможенного регулирования, коррупцию во многих областях, а также недостаточно развитые инструменты защиты прав собственности и прав инвесторов. Трудовое и миграционное законодательство также сильно усложняют функционирование иностранных компаний в России.

Позитивным сигналом является то, что руководство страны не обходит эти проблемы стороной. Положительный эффект от уже принятых инициатив в сфере развития инвестиционного климата уже заметен. Например, были основаны институты для привлечения инвестиций в страну, такие, как Российский фонд прямых инвестиций и инновационный центр "Сколково", а также создан институт омбудсмена по правам предпринимателей.

На саммите упор будет сделан на привлечение иностранных инвестиций в социально-значимые инфраструктурные проекты, которые будут осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Таким образом, государство возьмет на себя часть рисков.

- Кому сложнее работать - азиатским инвесторам в России или российским в странах АТР?

- Хороший вопрос. Формально существует глобальное исследование Всемирного банка, который каждый год составляет рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. Азиатские "тигры" - Сингапур и Гонконг - упорно занимают первые строчки рейтинга. Позиции России в этом рейтинге гораздо слабее. Однако по таким параметрам, как легкость регистрации нового предприятия или оплата налогов, у России в 2012 году было преимущество перед КНР.

На мой взгляд, пока более насущный вопрос не в том, где сложнее работать, а в том, как развивать взаимный диалог и долгосрочное партнерство, так как инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем, не говоря уже о других азиатских государствах, только начинает набирать обороты.

- Доля АТЭС в мировой экономике и торговле в последние десятилетия критически выросла, однако роль региона в формировании мировой политической, макроэкономической и регулятивной повестки остается скорее второстепенной. Будет ли эта ситуация в ближайшее время меняться, и как?

- Начну с того, что предназначение АТЭС как интеграционного союза всегда сводилось лишь к обсуждению и совместному решению актуальных проблем экономического и технического сотрудничества. Приоритет деятельности АТЭС - либерализация торговых и инвестиционных отношений между участниками союза. В своем вопросе вы отметили, что доля региона в мировой экономике значительно возросла. Это действительно так, ведь многие участники форума являются локомотивами мировой экономики. В 2011 году на страны АТЭС пришлось 57% мирового ВВП и более 40% объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что свою ключевую роль АТЭС исполняет исправно.

Перед АТЭС никогда не стояло задачи занять ведущее место на мировой политической и регулятивной арене. Возможно, ситуация будет постепенно меняться - в последнее время страны-участники стали акцентировать больше внимания на продвижении совместных инициатив, например, в вопросах экологии, борьбы с терроризмом, противостоянии природным катаклизмам и других сферах.

- На ваш взгляд, есть ли единство в понимании лидерами региона основных вызовов, стоящих перед АТЭС, и путей их решения, или нет?

- Безусловно, у лидеров региона есть общее понимание необходимости дальнейшей интеграции стран АТР для противостояния вызовам, стоящим перед мировой экономикой. Уверен, что Деловой саммит 2012 года внесет ощутимый вклад в определение путей, по которым частный сектор и правительства, гигантские транснациональные корпорации и малый бизнес, развитые экономики и emerging markets будут следовать к этой цели.