"Пять долларов, если не скажешь маме"
Летний прокат помимо спин-офф серии фильмов о Борне закрывает хоррор про девочку и шкатулку с демоном. Ровный и гладкий жанровый продукт от предшественников отличает лишь присутствие в кадре хасидского регги-исполнителя Матисьяху
Москва. 28 августа. INTERFAX.RU – Зловещие предметы в фильмах ужасов, как водится, "приходят ниоткуда и уходят в никуда", но, по утверждению создателей "Шкатулки проклятия", фильм о девочке, одержимой демоном, основан "на реальных событиях". Сценарий расписали люди, причастные к созданию "Бугимена", Уле Борнедаль, снявший экранизацию норвежского бестселлера "Дневник Дины", взялся за режиссуру, а продюсерскую поддержку картине обеспечил Сэм Рэйми. Имя последнего как раз и внушало некоторый оптимизм на начальных титрах.
Деревянная коробка сначала стоит на комоде в доме пожилой женщины, хозяйку она явно выводит из себя, и та, недолго раздумывая, берет в руки молоток и направляется к комоду, чтобы расправиться с ненавистным предметом интерьера. Прерывистый монтаж, которому, как станет понятно из дальнейшего хода событий, авторы оказались верны до конца, дает понять зрителю, что пришел он посмотреть хрестоматийный фильм ужасов, заключенный во вполне классическую, отработанную десятилетиями форму. В сопроводительной информации, правда, еще сообщается, что пресловутым редактированием картинки "Шкатулке проклятия" удалось "омолодить" свой рейтинг до рекомендательных PG -13 вместо кровавого R. Но зрителей, заинтересованных в просмотре режиссерской версии, вряд ли окажется так уж много. "Шкатулка проклятия" - кино выверенное и гладкое, раздражающее в деталях, но вполне приемлемое в целом.
По сюжету зловещая шкатулка оседает в семье, переживающей недавний развод, тут тоже все как всегда. Переживают, по идее, дочери, а мама (Кира Седжвик) с папой (Джеффри Дин Морган) попеременно волнуются за них. Но постепенно в стандартный хоррор-задел вплетаются дополнительные подробности семейной жизни, начинающие мистическую компоненту активно подминать по себя. Вот мы узнаем, что отец все время занят на тренерской работе, вот старшая советует младшей попроще относится к расставанию родителей, вот бывшие муж и жена поддаются минутному порыву и минутку-другую сливаются в ностальгическом экстазе от просмотра семейной видеосъемки, и т.д.
Кастингом к "Шкатулке" подобрана милейшая семейка, даже новый мамин бойфренд не подкачал, девочки, играющие сестер - тоже очень стараются: кокетливо танцует, другая - из маленькой вегетарианки динамично переквалифицируется в голодную плотоядную ведьму. Герои Киры Седжвик и Джеффри Дин Моргана, сыгравшего Комедианта в "Хранителях", и, удивительно похожего на чисто американскую версию Хавьера Бардема, от ужаса с диббуком совсем не отвлекают. В общем-то, про одержимых девочек, "реальные события" и похожие друг на друга попытки экранизировать загадочный обряд экзорцизма, в кино рассказано предостаточно. А "Шкатулка проклятия", в свою очередь, претензию на уникальность в общей фильмотеке ужасов на заданную тему и не выпячивает, а скромно становится в общую шеренгу.
Логический ряд мистической бутафории, населяющей "Шкатулку" наряду с бабочками-бражницами, вылетающими из смертоносного ларца, склизскими видениями и беспричинными сквозняками продолжает появление в роли экзорциста регги-исполнителя Матисьяху, который получил широкую известность, используя в своем творчестве и выступлениях хасидскую атрибутику и популяризацию элементов религиозного и нравственного опыта, полученные от приобщения к ортодоксальному иудаизму. Не так давно Матисьяху от внешней символики отказался, что, в общем-то, не мешает ему теперь промышлять ролями милостивых иудейских священников, изгоняющих диббуков на съемочной площадке.
Обозреватель Полина Грибовская