Сумбур вместо спасения

Происходящее в Европе напоминает комедию или даже фарс. Сначала лидеры ЕС принимают важные и секретные решения, делают громкие заявления и раздают обещания, а потом оказывается, что решения не могут быть претворены в жизнь

Фото: Reuters

Берлин. 28 августа. FINMARKET.RU - Европе снова предстоит "решающий день" - 12 сентября Конституционный суд Германии должен решить, не противоречит ли существование постоянного антикризисного европейского фонда законам Германии.

Этого дня ждут в ЕЦБ, чтобы обнародовать доработать программу покупки активов стран-должников, а также инвесторы и европейские лидеры. ESM сегодня считают главным оружием в борьбе с европейским кризисом.

Постоянный антикризисный фонд ESM должен заменить временный антикризисный фонд EFSF. Договор о постоянном фонде уже ратифицировал парламент Германии. Дело за подписью президента Германии. Если Конституционный суд Германии, решит, что создание фонда не соответствует немецкой конституции, то президент так и не подпишет документ.

  • В пятницу стало известно, что ЕЦБ ждет решения Конституционного суда Германии, чтобы закончить разработку программу покупки облигаций проблемных стран еврозоны.
  • Инвесторы боятся, что, если фонд не будет одобрен, страны периферии фактически окажутся без поддержки ЕС. В итоге, их ждут дефолты, а инвесторов - потери.
  • Налогоплательщики и пенсионеры из Германии и других сильных стран Европы опасаются, что решение суда станет первым шагом к социализации долга.

Почему немцам не нравится ESM

В Германии против создания ESM выступает целый спектр различных политических сил: от левых партий до члена Христианско-Социального союза Питера Гуавилера, находящегося в одной коалиции с Ангелой Меркель. Против создания ESM было собрано десятки тысяч подписей. Отдельно суд рассматривает и обоснованные жалобы нескольких находящихся на пенсии профессоров экономики и других экспертов.

68% немцев поддерживают рассмотрение судом вопроса ESM, согласно недавнему опросу. Против разбирательства выступают лишь 17%. 2/3 немцев неспокойны из-за того, что Германия расширяет свои гарантии для стран еврозоны. Половина немецких граждан все еще выступают за валютный союз, а примерно треть граждан уверены, что Германии лучше отказаться от евро.

Ханс-Вернер Зинн, профессор экономики из Университета Мюнхена и глава Института экономических исследований ifo объясняет, почему немцы недовольны планами по созданию фонда и почему этот вопрос дошел до Конституционного суда Германии.

  • Во-первых, Маастрихтский договор, который лежит в основе единого валютного союза, предполагает, что страна не может оказывать помощь другой стране. Германия вступила в еврозону с тем условиям, что долги стран-участниц не будут разделены между всеми участниками союза.
  • Помощь Греции, конечно, нарушает договор, но сторонники ее оказания уверены, что угроза развала зоны евро страшнее, чем нарушение договора, подписанного 20 с лишним лет назад.
  • Во-вторых, немецкий закон о ESM обязывает немецкого представителя в фонде голосовать только после того, как решение будет одобрено немецким парламентом. Это невозможно с точки зрения международного законодательства: если члены валютного союза равны с точки зрения прав, то они тоже имеют право на такую же процедуру одобрения решения о создании ESM своими парламентами.
  • В-третьих, само условие об утверждении решения немецким парламентом противоречит правилам фонда - представитель Германии в фонде обязан хранить решение в тайне до его обнародования. Поскольку тайное голосование в Бундестаге устроить нельзя - это противоречит немецкой Конституции - получается полная путаница.
  • В-четвертых, ESM ограничен в принятии решений о помощи той или иной стране - такое решение требует при принятии квалифицированного большинства. При этом убытки фонда никак не контролируются. Возникает риск злоупотреблений, например, члены совета управляющих могут назначить себе слишком высокую зарплату или не слишком активно собирать деньги с задолжавших государств. При этом они защищены от уголовной ответственности и, что бы они ни сделали, они не будут наказаны.
  • В-пятых, противников фонда смущает система компенсации убытков. Любые убытки фонда будут покрыты из первоначального взноса в 80 млрд евро, когда они закончатся, страны должны остальные потери пропорционально своей доле в капитале. Если у страны на это нет денег, то покрыть потери может за нее другая страна. Теоретически одна страна может восполнить все потери фонда. Германия при этом, согласно более раннему решению суда, не может принимать на себя обязательств, которые связаны с действиями других стран.
  • В-шестых, обязательство страны в отношение внешних партнеров ограничивается ее долей в фонде, а вот друг перед другом страны, подписавшие соглашение, таких ограничений не имеют. Теоретически одна страна может забрать все средства 700 млрд евро из фонда - они станут ее обязательствами перед другими странами.
  • Наконец, ESM не может восприниматься отдельно от уже розданных в рамках кризиса средств. Например, это 1,4 млрд евро кредитов, которые уже были обещаны другим странам. Также это 1 трлн евро обязательств в рамках системы платежей TARGET2.

Европа ходит по замкнутому кругу

Зинн уверен, что Конституционный суд вряд ли пойдет против европейских политиков и, скорее всего, одобрит создание ESM. Но возможно попросит внесения каких-либо поправок в устав фонда или дополнительных разъяснений или обязательств.

Аналитики и эксперты также ожидают, что суд согласует создание фонда, согласны с Зинном авторы блога SoberLook. У них больше вопросов вызывает другое: почему ЕЦБ решил ждать решения суда, которое, в принципе, предсказуемо. Они уверены, что ЕЦБ просто не успел разработать программу покупки активов.

В банке JP Morgan нашли другую причину. Решение суда - прикрытие для ЕЦБ, который до сих пор не смог согласовать программу покупки активов.

  • Маловероятно, что Конституционный суд посчитает, что создание фонда противоречит закону и заблокирует решение, прошедшее практически все стадии согласования.
  • Скорее всего, ЕЦБ до сих пор не разработал план покупки облигаций проблемных стран. Хотя и в этом у аналитиков банка возникают сомнения: с такими ресурсами, как у ЕЦБ, вполне можно согласовать все технические вопросы между двумя заседаниями совета управляющих. Тем более, Драги уже выиграл время на прошлом заседание, когда объявил о новой программе, которая будет разработана в "ближайшее время".
  • Причина в том, что далеко не все члены управляющего совета согласны с основными контурами этой программы, которая, как считается, будет основана на введении контроля над доходностью по облигациям Италии и Испании.

В итоге, получается, что еврозона ходит по кругу: лидеры заявляют о каком-то решение, а затем оно терпит крах на стадии применения.

Должно случиться чудо, чтобы антикризисные механизмы в Европе начали работать

Новости