Volkswagen обогнал всех

В 2011 году Volkswagen стал лидером авторынка РФ по выручке, опередив Toyota и "АвтоВАЗ". Аналитики уверены, что и по итогам 2012 года до уровня Volkswagen, скорее всего, никто не доберется

Фото: Reuters

Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - Российский авторынок в 2011 году получил нового лидера в денежном выражении - им стал германский концерн Volkswagen, свидетельствуют данные базы "СПАРК-Интерфакс". Флагман отечественного производства "АвтоВАЗ" с первого места откатился на третье, пропустив вперед еще и Toyota.

Народный автомобиль

Российская "дочка" VW - ООО "Фольксваген Груп Рус" - в 2011 г. увеличила выручку на 67%, до 192,1 млрд со 115 млрд рублей.

ООО "Тойота Мотор", импортер автомобилей Toyota и Lexus и запчастей к ним, в прошлом году также показало впечатляющие темпы роста, однако увеличение выручки на 47% - с 122,85 млрд до 180,88 млрд рублей - позволило компании лишь отстоять прошлогоднее второе место. Прежний лидер "АвтоВАЗ", который один раз уже терял первую позицию (в 2008 г ее заняла та же Toyota), с показателем 175 млрд рублей стал третьим. Впрочем, если суммировать показатели всех членов альянса "АвтоВАЗ" - Renault - Nissan, все конкуренты останутся далеко позади

"Дочка" Nissan - ООО "Нисан Мэнуфэкчуринг Рус" - в 2011 г получила 97,8 млрд выручки (сравнение с 2010 г нерепрезентативно, так в 2011 г компания присоединила ООО "Нисан Мотор", которое раньше генерировало основную выручку концерна в России).

Практически вдвое - до 90,35 млрд с 46,3 млрд рублей - выросла выручка "дочки" Hyundai ООО "Хенде Мотор СНГ". Почти идентичный результат у партнера Hyundai - группы Kia, чья дочерняя компания ООО "Киа Моторс Рус" получила 89,1 млрд рублей выручки (правда, при более скромных темпах роста).

ЗАО "Форд Мотор Компани" нарастило выручку на 34,5% - до 74,8 млрд рублей. Еще 24,3 млрд в 2011 г пришлось на СП Ford с "Соллерсом" - ООО "Форд Соллерс Холдинг", которое с прошлого октября отвечает за производство, продажу и обслуживание автомобилей марки Ford в РФ.

"Дочка" Renault - ОАО "Автофрамос" - в 2011 г увеличила выручку на 73%, до 62,8 млрд рублей.

К показателям производителей бюджетных моделей приблизился Mercedes - выручка ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" в 2011 г выросла на 43,5%, до 78,5 млрд рублей. Темпы роста у BMW были ниже (+30%, до 60 млрд рублей), однако именно ООО "БМВ Русланд Трейдинг" показало наилучшую на рынке рентабельность - 9,4% по чистой прибыли.

По-прежнему далеко от докризисных показателей ООО "Хонда Мотор Рус", которое в прошлом году увеличило продажи на скромные по меркам рынка 17% - до 22,7 млрд рублей, тогда как в 2008 году выручка компании составила 61,7 млрд.

Лидер надолго?

Отстав от конкурентов с более широким модельным рядом по объему выручки, по количеству проданных автомобилей "АвтоВАЗ" остается безусловным лидером - 578 тыс. штук в 2011 году (рост на 11%, вместе с партнерами по альянсу Renault-Nissan - 879 тыс.).

Показатель группы Volkswagen - 228,8 тыс. машин (+74%), GM - 243,2 тыс. (+53%), Hyundai - 163,5 тыс. (+88%), Kia - 152,9 тыс. (+47%), группы Toyota - 133,2 тыс. (+48%), Ford - 118 тыс. (+31%).

По мнению Дмитрия Баранова из ИК "Финам", перед "АвтоВАЗом" не стоит задача соревноваться с иностранными автопроизводителями по выручке. "Для "АвтоВАЗа" гораздо важнее, что компания показывает прибыль, гасит долги, перестраивает работу под западные стандарты", - считает аналитик. Шансов угнаться за VW у российского гиганта немного. "АвтоВАЗ" позиционирует себя как производитель массового автомобиля, и количество проданных машин у компании на российском рынке гораздо больше, чем у Volkswagen. Но стоимость автомобилей у германского производителя гораздо выше, и "АвтоВАЗ" даже за счет массовости не сможет перебить Volkswagen", - сказал он.

VW и по итогам текущего года останется лидером российского рынка, считает Д.Баранов. "В 2012 году до уровня Volkswagen, скорее всего, никто не доберется", - полагает аналитик, отмечая при этом, что рынок насыщается, и самому Volkswagen будет трудно повторить свой рекорд по темпам роста.

Позиции VW прочны, согласен Михаил Пак из "Атона". "В этом году Volkswagen продолжает наращивать продажи - рост на 58% за первое полугодие, поэтому не думаю, что он упустит пальму первенства", - сказал аналитик.

Финрезультаты некоторых дочерних компаний зарубежных автоконцернов в РФ, "АвтоВАЗа", "Автотора" и "ТагАЗа", РСБУ:

Название компании Выручка, 2011 г, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), 2011 г, млрд руб. Выручка, 2010 г, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), 2010 г, млрд руб.
Фольксваген Груп Рус 192,16 1,85 115,03 0,47
Тойота Мотор 180,88 5,94 122,86 7,12
АвтоВАЗ 174,84 3,1 137,94 2,11
Нисан Мэнуфэкчуринг Рус* 97,82 2,34 21,09 0,22
Хендэ Мотор СНГ 90,35 3,58 46,31 0,54
Киа Моторс Рус 89,08 5,03 61,56 2,78
Мерседес-Бенц Рус 78,53 4,77 54,74 3,26
Автофрамос 62,86 3,75 36,22 4,20
БМВ Русланд Трейдинг 59,96 5,65 46,24 3,62
Форд Мотор Компани** 55,49 4,03 55,49 4,03
Джи Эм Авто 30,02 (2,18) 13,27 (3,52)
Автотор 25,72 0,04 16,19 0,01
Хонда Мотор Рус 22,72 0,51 19,46 0,33
Джи Эм - АвтоВАЗ 21,51 2,6 13,31 1,35
ТагАЗ 13,59 0,3 14,15 (0,50)
Субару Мотор 13,52 0,9 8,82 (0,26)

 

* - показатели 2010 года - без учета ООО "Нисан Мотор"

 

** - выручка и чистая прибыль ООО "Форд Соллерс Холдинг" за 2011 г. - 24,34 млрд и 1 млрд руб. соответственно

Новости